Аресты четырех подозреваемых по делу об убийстве кандидата в мэры Дальнегорска Дмитрия Фотьянова особого впечатления на горожан не произвели. Хотя двое из арестованных участвовали в избирательной кампании Александра Теребилова (основного конкурента Фотьянова), назвать их организаторами убийства можно только на безрыбье.
Как считает бывший представитель Фотьянова в судах Алексей Душутин, правоохранительным органам следует присмотреться к более значительным персонам, фамилии которых время от времени всплывали в ходе растянувшихся на два года выборов.
Чаще всего в этой связи упоминается один из местных предпринимателей, который в какой-то мере был конкурентом Фотьянова в лесном бизнесе. Правда, на этой почве даже в криминализированном Приморье уже давненько никого не убивали, поскольку после кровавого лихолетья 90-х успели прийти к «золотому сечению» – худой мир лучше доброй войны. В результате в крае давно уже установились две экономики. Про одну нам постоянно рассказывают с экранов телевизоров серьезные чиновники краевого уровня. Мол, в ее развитии существуют огромные проблемы, но ценой героических усилий властей эти проблемы потихоньку решаются.
Про вторую экономику говорить не принято, поскольку есть большие подозрения, что те же самые большие начальники именно на доходы от этой экономики покупают себе в личное пользование дорогие джипы, строят загородные дома и с размахом проводят отпуска в дальнем зарубежье. Видимо, доходы от этой экономики на порядок выше официальных. Так вот, если верить заявлениям Фотьянова, то он намеревался в отдельно взятом приморском городе произвести что-то вроде экономической революции, а именно – перевести теневую экономику в систему легальных отношений. Цена вопроса - 8 млн. долл. Во столько, по оценкам экспертов, оценивается нелегальный оборот леса-кругляка в Дальнегорске.
Сумма солидная. Но речь не о ней и даже не конкретных бизнесменах. Говорить нужно о системе, по которой Фотьянов намеревался нанести смертельный удар. При таком «системном подходе» нелепо рассуждать лишь об интересах отдельно взятого бизнесмена. Не те нынче времена, чтобы подобные удельнокняжеские анклавы могли существовать без серьезной поддержки влиятельных людей. Не случайно российский президент постоянно говорит о коррупции как одной из угроз государственности.
Говорят об этой проблеме и в краевой администрации, и в краевом УВД. Между тем, по словам вдовы Дмитрия Фотьянова Елены, еще на выборах главы Дальнегорска в 2005 году муж говорил ей о звонках высокопоставленного милицейского чина краевого уровня, который в недвусмысленной форме весьма жестко высказывался о личных перспективах Фотьянова в случае его победы на выборах. Слова вдовы к делу не пришьешь, но ведь не придумала же она разговор с мужем.
Конечно, милицию сегодня не ругает только ленивый. Но в Дальнегорске, к примеру, ни для кого не секрет, что именно через посты ГАИ проходит большая часть лесной контрабанды.
После убийства Дмитрия Фотьянова был отстранен от должности глава местного ОВД Сергей Гученко. Но в Дальнегорске сегодня обсуждают вовсе не этот факт. А то, что после гибели Фотьянова Гученко первым делом отправился сначала к конкуренту кандидата в мэры по бизнесу, только потом в больницу к Фотьянову, а из Владивостока от того самого высокого милицейского чина пришло указание первым делом организовать охрану дома этого самого бизнесмена. И все это на глазах горожан. Ничего не опасаясь, открыто.
Как с этим бороться, неизвестно, наверно, даже прибывшей на днях в Дальнегорск следственной группе Генпрокуратуры РФ. Можно, конечно, сменить всех силовиков и руководителей города. Но возникает подозрение, что проблема не столько в персоналиях, сколько в идеологии. Вернее, в ее отсутствии. Слишком уж въелась в сознание за последние годы эта психология временщика – «хватай и беги». Одни хватают и бегут. Другие этот процесс «крышуют». А по обочинам такого эффективного тандема чиновников и криминала сидят нищие пенсионеры и бюджетники.