Чеченские власти поступили по-кавказски мудро – сначала выступили с предложением убрать правило двух сроков для российского президента, а только потом сказали, сколько это будет стоить. Все подробности отступного изложены в проекте закона «Об особых условиях предпринимательской деятельности на территории Чеченской Республики», внесенного в Государственную Думу парламентом Чечни. Даже беглое его прочтение позволяет сделать вывод: все, что предыдущие чеченские президенты – Джохар Дудаев, Зелимхан Яндарбиев и Аслан Масхадов – явочным порядком устраивали или пытались устроить в экономике этой северокавказской республики, нынешнее ее руководство хочет получить от Москвы на законных основаниях.
Особый режим предлагается установить на 14-летний срок. Суть его заключается в создании максимально льготных условий для частных инвестиций, которые должны быть привлечены полным отсутствием любых налоговых и таможенных платежей, а также гарантиями чеченских властей, подкрепленных согласием Центра. Он должен передать Чечне некоторые важные полномочия – например, лицензирование различных видов деятельности, кроме имеющих стратегический и оборонный характер, а также банковской и финансовой. Федеральные программы развития республики принимаются только по согласованию с ее властями, но за счет госбюджета и госгарантий по займам и кредитам.
Чеченское руководство хочет также получить право вести с наиболее привлекательными инвесторами прямые переговоры, а не тратить время на всякие конкурсы и аукционы. Видимо, именно для них в законопроекте фиксируется право получать от федерального Центра разрешения на использование объектов, находящихся в собственности РФ. Этим же наиболее привлекшим внимание Рамзана Кадырова инвесторам весьма пригодится 7-летний мораторий на уплату всех – федеральных, региональных и местных – налогов, при том что в следующие 7 лет можно будет платить только половину из них. Отдельные налоговые послабления обещаются даже банкам, которые захотят работать в Чечне. От общероссийского таможенного режима, как следует из законопроекта, на территории ЧР вообще не остается в принципе ничего. Товары будут проходить через нее беспрепятственно и почти бесплатно. Упрощенным предлагается сделать и режим въезда в Чечню и выезда из нее иностранцев. При этом предполагается, что власти республики должны получить право устанавливать для отдельных категорий иностранцев те или иные ограничения по месту и сроку их пребывания в Чечне.
На Охотном Ряду, впрочем, пока достаточно осторожно и даже настороженно отнеслись к инициативе чеченского парламента. Например, вице-спикер Владимир Катренко, возглавляющий комиссию палаты по Северному Кавказу, приветствовал сам факт того, что в Чечне есть парламент и он выходит с законодательными инициативами. При этом он отметил, что Госдума, естественно, обязана данную инициативу рассмотреть. Однако он предрек ей «непростое обсуждение». Что же касается содержания законопроекта, то Катренко считает его «сомнительным». Он советует чеченским властям сначала попробовать оценить возможности уже действующего закона об особых экономических зонах и, может быть, воспользоваться его нормами для тех же целей, которые провозглашаются в проекте закона об особом порядке предпринимательской деятельности на территории ЧР.
А глава комитета ГД по собственности Виктор Плескачевский заявил «НГ», что «две главные болезни Кавказа и юга России – тотальная коррупция и воровство бюджетных денег». Он посоветовал чеченской власти сначала решить именно их. Что же касается преференционного режима, то здесь, по его мнению, надо действовать крайне осторожно: «Они могут привести не к развитию регионов, а к полному разворовыванию получаемых от их существования средств». Некоторые положения чеченского законопроекта, по его словам, прямо противоречат Конституции РФ. «Конституция провозглашает экстерриториальный принцип предпринимательской деятельности, то есть не может быть разных правил в разных частях страны», – так прокомментировал Виктор Плескачевский просьбу чеченцев передать им с федерального уровня полномочия по лицензированию почти всех видов хозяйственной деятельности. В общем, подвел итог председатель комитета, «радикализм, как в действиях, так и предложениях, – это всегда плохо».