Аман Тулеев (в центре) лично контролирует ситуацию в угольной отрасли региоина.
Фото Сергея Черемнова
В Кузбассе заработало 31-е за последние 7 лет новое угледобывающее предприятие – разрез «Тешский». Таких темпов ввода новых мощностей угольная отрасль региона не знала и в советские времена. Где же предел добычи и нужна ли Кузбассу и дальше гонка за «валом» – об этих и других проблемах отрасли рассказал нашему корреспонденту на открытии разреза кемеровский губернатор Аман ТУЛЕЕВ.
– Аман Гумирович, как чувствует себя ключевая отрасль областной экономики?
– Нормально. За 7 последних лет в Кузбассе введено в строй 31 угольное добывающее предприятие общей годовой мощностью 44 млн. т угля и 7 обогатительных фабрик. Таких темпов развития отрасль прежде не знала. Инвестиции за этот период составили почти 94 млрд. руб. Беспрецедентная сумма! А в этом году в отрасль будет вложено еще 37 млрд. руб. А это все – повышение производительности и безопасности труда, охрана окружающей среды, снижение себестоимости продукции. Ну и, как следствие, – рост заработка самих горняков. В зависимости от предприятия он колеблется сегодня от 20 до 50 тыс. руб., составляя в среднем по области 15 тыс. руб. И не позже чем через пару лет выйдем на среднюю зарплату в 30 тыс. руб.
– В прошлом году Кузбасс добыл рекордные 167,2 млн. т угля, в этом – перевалит за 170 млн. Дальше – больше?
– «Идеологии тонн» у нас больше нет и, честно говоря, нас уже не волнует, сколько выдадим на-гора – 170, а может, «всего» 165 млн. т. По подсчетам специалистов, Кузбассу, чтобы обеспечить страну углем, достаточно добывать его порядка 150 млн. т в год. Поэтому нынешняя идеология – добывать не просто уголь, а качественный уголь, шире и глубже его обогащать – вплоть до производства конечных продуктов, а стало быть, повысить его потребительскую стоимость, а с ней и общую рентабельность отрасли. Спектр переработки угля и ассортимент при этом продукции – огромен. Керосин и бензин, лигроин и масла, синтетические ткани и резина, красители и лекарства и т.д., и т.п. Вот над этими технологиями нам и надо серьезно работать. Пока же мы их перенимаем в ЮАР. Хотя есть и собственный опыт. В Великую Отечественную, например, в нашем Ленинск-Кузнецком из угля делали дизтопливо. И хотя его качества, как у немцев, для танков не хватало, оно с успехом использовалось для бытовых нужд┘
– Если вектор развития отрасли меняется с количества на качество, зачем тогда вот этот новый разрез?
– Он-то как раз и вписывается в новую политику – открывать не абы какие и где предприятия, а там и такие, где можно добыть определенный вид угля с гарантированным рынком сбыта. И компания «Кузбассразрезуголь» стала строить «Тешский», лишь убедившись, что лежащий в его пластах энергетический уголь марки «Т» нужен Словакии.
– До нее его еще надо доставить┘
– Вот-вот. Ключевой для угольщиков вопрос. Так, для «Тешского» разреза построили 12-километровую железнодорожную ветку до станции, которую теперь надо развивать. Вообще, область ускоренно строит железные дороги совместно с РЖД, уже вложив в это 12 млрд. руб., 3 млрд. из которых – доля угольных компаний. Эту проблему мы решили, первыми в стране подав пример участия крупного частного бизнеса в расширении железнодорожной сети страны. Совмещение интересов собственников горняцких предприятий с интересами региона и российских железнодорожников и позволило нам вкупе вывести угольную отрасль на устойчивую, стабильную работу. Но одной «железкой» проблему не решить. Помимо той же Словакии у нас много зарубежных потребителей. А вот с портами и терминалами ситуация пока сложнее, чем с железной дорогой. Но и здесь дело движется. После согласований с российским правительством и с помощью солидных инвестиций наших собственников мы сейчас строим угольные терминалы в 15 морских портах. В Усть-Луге уже построили, продолжается строительство Мурманского угольного терминала и портов на Дальнем Востоке.
– То есть угольщики уже во многом решают свои проблемы самостоятельно, без особой помощи федерального правительства?
– А мы в принципе ничего существенного от него и не требуем. Ждем от него лишь выплаты долгов по ранее непродуманно закрытым шахтам, а также – выделения средств на снос аварийного жилья и бараков. Ну и, конечно, необходимо ускорить принятие закона о недрах, рассмотрение которого неоправданно затягивается. Если угольные компании полученную прибыль направляют на экологию, восстановление «лунного» ландшафта, рекультивацию земель, приобретение современного оборудования, на модернизацию и техническое перевооружение производства, то обязательно для них должны быть налоговые послабления. Вот и все. Больше вопросов к правительству РФ у нас не имеется.
– Может ли уголь способствовать решению проблемы энергодефицита в российской экономике?
– Вполне. Пока в топливно-энергетическом балансе страны доминирует газовая составляющая, угольная же не превышает и 17%. А вот, скажем, в Китае и Индии, которые развиваются фантастически быстрыми темпами, уголь в производстве электроэнергии составляет 70–80%. Даже в Японии, которая не имеет ни тонны собственного угля, на нем вырабатывается свыше 27% электроэнергии. Мое мнение, базирующееся на мнении большинства ответственных отечественных ученых и специалистов, – «Газпром» должен продавать газ на экспорт и газифицировать население. Все. Остальное – тупое сжигание средств в топках.
– Но уголь – грязнее газа, а технологии его экологически безопасного сжигания дороги┘
– Но их уже вовсю используют развитые, умеющие считать страны. Стало быть, овчинка выделки стоит? Вот и перед нами стоит задача внедрения технологий по обогащению угля не только с целью его глубокого передела, но и чтобы сделать его экологически безопасным топливом для наших ТЭЦ, не отравляющих воздух, которым дышим. Выполним эту задачу – тогда уголь и начнет постепенно замещать в энергетике природный газ. Есть у нас еще одно направление: строить ТЭЦ на месте добычи угля. Они тут же сжигают уголь и вырабатывают электроэнергию, часть которой по себестоимости дают на шахту или разрез, оставшуюся ≈ поставляют по низким ценам в районы области и соседние регионы. Мы уже закладываем 2 тепловые станции. Аргументы доморощенных противников большего использования угля в выработке тепла и энергии могут быть какие угодно. Но все они опровергаются мировой практикой. И пока экономика не подойдет к полномасштабному переходу на возобновляемые энергоресурсы, уголь будет оставаться самой эффективной альтернативой всем прочим углеводородам. В одном только Кузбассе его доказанных запасов хватит на столетия вперед. Громадный потенциал! Грех не воспользоваться.