Одними из первых законопроектов, которые в сентябре рассмотрят вышедшие из отпуска депутаты, станет закон «О дисциплинарном аресте» и другие связанные с ним акты. Госдуме предстоит принять их в третьем, окончательном чтении. Эти документы, разрешающие через военные суды арест военнослужащих, начнут действовать уже с 1 января 2007 года. К этому же времени Минобороны должно создать в стране и новую военно-административную систему гарнизонов. Которая, по сути, станет последним гвоздем в крышку гроба идеи военной полиции, выдвинутой в начале года президентом РФ Владимиром Путиным. Вместо этого органа, который бы по замыслу Главковерха должен был бороться с правонарушениями в армии, Минобороны предлагает новую, подчиненную Генштабу военно-административную систему, где будут созданы территориальные и местные гарнизоны, а главное место в них должны занять организованные по новым штатам военные комендатуры.
Эти изменения будут воплощены в жизнь не распоряжением правительства, а на основе подготовленного военным ведомством проекта Устава гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Военные предлагают разделить Россию на 70 территориальных и 179 местных гарнизонов (сейчас, по данным Минобороны, в ВС РФ действуют 533 военных гарнизона, то есть произойдет их укрупнение). Все они будут иметь межведомственный статус: требования, и приказы начальника военного гарнизона и военного коменданта будут распространяться не только на военнослужащих ВС РФ, но и на представителей других силовых структур страны.
При этом военная комендатура будет иметь свой штат и будет наделена полномочиями по организации гарнизонной и караульной службы, розыску и задержанию военнослужащих, совершивших дисциплинарные проступки, а также проводить дознание и вести учет правонарушений. Почти каждая военная комендатура при себе будет иметь «карательный» орган – гауптвахту. По планам Минобороны, таких гауптвахт будет создано 143 единицы.
Таким образом, под началом военного ведомства страны в ближайшем будущем будет сосредоточена вся система по надзору и поддержанию в гарнизонах и воинских частях (независимо от их ведомственной принадлежности) надлежащего порядка и воинской дисциплины. Среди общественных деятелей и политиков данное обстоятельство уже вызывает тревогу. Они утверждают, что излишний монополизм Минобороны не отвечает принципам гражданского общества.
В свое время омбудсмен Владимир Лукин предлагал подчинить военную полицию не Минобороны РФ, а президенту страны, чтобы избежать перегибов со стороны командиров и осуществлять над армией и другими силовыми структурами контроль. Но этого контроля, видимо, уже не будет. Бывший депутат и член комитета по обороне генерал Эдуард Воробьев заявил «НГ», что законопроект о введении гражданского контроля над армией в Госдуму вносили трижды, но почему-то его рассмотрение было отклонено.
Глава комиссии Общественной палаты по контролю над деятельностью правоохранительных органов и силовых структур и реформированием судебно-правовой системы Анатолий Кучерена опасается, что восстановление гауптвахт в армии может привести к злоупотреблениям со стороны командиров: «Намерение Минобороны ввести дисциплинарные аресты вполне понято – оно направлено на то, чтобы как-то способствовать искоренению дедовщины, неуставных взаимоотношений в армии. Но в то же время это не выход из ситуации. Здесь самое главное, чтобы не было злоупотреблений со стороны офицеров в отношении тех же солдат, которые могут оказаться на гауптвахте».
В свою очередь, представитель военно-судейского сообщества, попросивший не называть его фамилию, сообщил «НГ», что не все гауптвахты, которые начнут уже работать с Нового года, приспособлены для «цивилизованного» приема арестантов. К тому же количество военных судов в России сокращено. В 2007 году их количество будет гораздо меньше, чем число гуптвахт и гарнизонов (военных судов останется в РФ всего 110 единиц). Они попросту будут завалены представлениями командиров и другими делами военнослужащих. Это значительно затруднит работу как военных юристов, так и комендатур. Военные суды в связи с отменой института прикомандирования и переводом их штатов на должности гражданских могут потерять квалифицированных военных специалистов. Особенно это грозит судам, расположенным в отдаленных гарнизонах.
Таким образом, создание новой военно-административной системы, направленной на повышение уровня правопорядка и воинской дисциплины в войсках, может столкнуться с серьезными проблемами. Которые, по сути, окажутся спровоцированы теми самыми законами, которые будет на днях принимать Госдума.