Генсовет «Единой России» утвердил первую пятерку списка приморских однопартийцев на выборы в Законодательное собрание края, оставив в ней кандидатов, играющих роль паровозиков, в том числе губернатора края Сергея Дарькина. А вот остальную часть «списка Дарькина» основательно «прошерстили», избавив его от провинциальных олигархов, пролоббированных губернатором.
Ряд губернаторских людей, в том числе крупные бизнесмены, переместились в одномандатные округа. Этакий утешительный приз. Но не факт, что они победят. В Приморье сильны позиции ЛДПР, а на пропрезидентском фланге на пятки «Единой России» наступает Российская партия жизни. Именно на нее в итоге могут поставить в Кремле, где, похоже, уже устали ждать, когда «Единая Россия» наведет хоть какой-то порядок в Приморье.
А в том, что порядка нет, что региональные власти находятся в состоянии, близком к параличу, похоже, уже никто не сомневается. Приморские единороссы за последнее время не раз основательно перетряхивали свои ряды, но согласия среди региональной элиты губернатор (сам видный единоросс, естественно, хотя когда-то обладал «корочками» «Союза правых сил», врученными ему лично Борисом Немцовым) добиться не смог.
Впрочем, нет порядка в рядах партии власти не только в Приморье. В списке карельских единороссов, как выяснилось, тоже олигарх на олигархе сидит и, как говорится, олигархом погоняет. К «Единой России», кстати, они примкнули буквально накануне. Любопытно, что руководство карельского отделения ЕР своих олигархов в списке сохранило. Пообещав, правда, взамен получить аж 50% голосов на выборах в Законодательное собрание республики. Видимо, эти выборы дорого обойдутся местным олигархам.
И в Новгородской области губернатор Михаил Прусак обеспечил появление в партийном списке всех более-менее значимых владельцев заводов, газет, пароходов. Зато вычеркнул из списка одного из лидеров местных единороссов Сергея Яна – руководителя профсоюзной организации крупнейшего предприятия региона. Причина проста – профсоюз воюет с владельцем предприятия за повышение зарплаты. Так что губернатору выбирать не приходится – завод дает чуть ли не треть бюджета области. Ссориться с местными олигархами себе дороже.
Не лучше ситуация и в других регионах. Главы субъектов, по совместительству возглавляющие местные ячейки партии власти и зависящие от регионального бизнеса, не могут «не порадеть родному человечку», от которого зависит и бюджет региона, и финансирование избирательной кампании. Куда деваться, когда партия установила план в 45% голосов. А планы партии, как известно, – планы народа, то есть губернаторов.
Сама партия власти, немало отпиарившаяся на борьбе с олигархами, приходит от предъявленных списков в состояние тихого ужаса и пытается «что-то там в консерватории подправить».
Но когда генсовет партии власти говорит о каком-то там то ли «Политзаводе», то ли «Музобозе», главы регионов приходят в шок. Какая квота для молодежи, если всем региональным толстосумам в списках места не хватает! Но в этом случае о каком омоложении партии, где все кресла уже заняты не слишком молодыми бизнесменами и чиновниками, можно говорить?
Как, впрочем, и о будущем такой партии.