Бывший директор уфимского Института проблем сверхпластичности металлов (ИПСМ) академик Оскар Кайбышев приговорен к шести годам лишения свободы условно с испытательным сроком три года. Такое решение принял вчера Верховный суд Башкирии. Суд также запретил ученому занимать руководящие должности в научных учреждениях в течение трех лет и постановил взыскать с него 3 млн. 518 тыс. рублей в пользу ИПСМ.
Обжаловать приговор суда намерены обе стороны. Отстаивать свои позиции они продолжат в Верховном суде РФ, а если понадобится, то и в Европейском суде по правам человека. И, как заявила «НГ» председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, правозащитники «обязательно будут помогать Кайбышеву как в России, так и за рубежом».
Уголовное дело в отношении Кайбышева возбуждено 29 марта 2003 года, когда в уфимском аэропорту в ходе спецоперации УФСБ были задержаны сотрудники южнокорейской фирмы ASA, у которых изъяли чертежи и несколько компакт-дисков с данными, на которые, по версии следствия, распространяется экспортный контроль. Согласно приговору, ученый признан виновным по ст.160 (присвоение или растрата в особо крупном размере), ст.189 (незаконный экспорт иностранной организации материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых введен экспортный контроль) и ст.285 (злоупотребление должностными полномочиями) УК РФ.
Говоря о намерениях прокуратуры обжаловать приговор Верховного суда Башкирии, гособвинитель Светлана Капустина заявила журналистам: «После получения приговора и тщательного его изучения нами в кассационные сроки будет решен вопрос о принятии решения в соответствии с законом». Полного текста приговора ждут и адвокаты уфимского ученого. «Суд зачитал только резолютивную часть, а хотелось бы посмотреть, какие доказательства легли в основу приговора и как судья описал доказательства невиновности, установленные в ходе судебного следствия», – рассказал «НГ» адвокат ученого-физика Юрий Гервис.
По его мнению, «оснований для отмены приговора более чем достаточно». «Сам этот компромиссный приговор, по моему мнению, свидетельствует о том, что в ходе судебного следствия доказать вину Кайбышева в полном объеме не удалось», – заявил адвокат. По словам Гервиса, обжалование приговора в Верховный суд РФ – «вопрос практически решенный».
Людмила Алексеева, в свою очередь, убеждена, что после прохождения всех инстанций в России Кайбышев должен подать жалобу в Страсбургский суд. «Уже все шпионские дела лежат в Страсбурге», – сообщила «НГ» Алексеева. Так, по ее словам, жалоба Игоря Сутягина к России уже коммуницирована. «По этому делу суд уже направил российскому правительству вопросы, – пояснила правозащитница. – Вопросы, надо сказать, многочисленные и неприятные».
Что касается дела Кайбышева, то, как полагает Людмила Алексеева, не последнюю роль при рассмотрении его жалобы в Страсбурге может сыграть эпизод с похищением векселей ИПСМ в ходе обыска, проведенного в институте сотрудниками УФСБ Башкирии. Как рассказал «НГ» Юрий Гервис, это произошло в марте 2003 года. «Оперативники без постановления провели обыск и изъяли сейф, в котором находились два принадлежащих институту векселя на общую сумму 1,5 миллиона рублей, – сообщил адвокат. – После этого Кайбышев обратился в прокуратуру с заявлением. В ходе следствия прокуратура установила, что сотрудник УФСБ майор Арефьев через своих знакомых обналичил данные векселя. Суд признал его виновным и приговорил к пяти годам с отсрочкой исполнения приговора». По словам Юрия Гервиса, приговор «никем не обжаловался и не отменялся».