«Единая Россия», которую многие называют партией власти, пока еще таковой не является, хотя и «подала заявку» на эту роль. Пока же ЕР реализует две функции: во-первых, служит механизмом демократической поддержки курса Владимира Путина на выборах – парламентских, мэрских, в законодательные собрания. Во вторых, осуществляет продвижение пропрезидентских законопроектов в парламентах разных уровней.
Первое прозвище «Единой России» в Госдуме было «пейджинговая фракция». Тогда шутили, что депутатам всех фракций выдали мобильные телефоны, а представителям тогдашнего «Единства» – пейджеры. Мол, чтобы знать, как голосовать, хватит и пейджера. Один из моих студентов-политологов МГУ в дипломе в свое время доказывал, что в «Единую Россию» идут чиновники и бизнесмены, но, так сказать, второй категории, а первые лица предпочитают, как и президент, сохранять внепартийность.
Однако в ближайшее время место «Единой России» в политической системе России может кардинально измениться. Оно уже меняется – последние несколько лет. Сегодня в ряды единороссов все активнее вливаются статусные лица: губернаторы, крупные бизнесмены.
Переходный период 2007–2008 годов может ускорить процесс превращения ЕдРа в реальную партию власти. Ведь не исключено, что Владимир Путин останется на политической арене в качестве морально-политического лидера страны, например как лидер правящей партии. В этом случае резко обострится борьба за лидерство в региональных отделениях партии.
Усиление позиций «Единой России» в регионах – вот политическая задача партии. Выполнение ее идет по мере партстроительства. Поэтому ЕР временами поддерживает сильных, но непартийных региональных кандидатов. И они зачастую вступают в ЕР, тем самым серьезно усиливая ее. Там же, где «Единая Россия» игнорирует сильных непартийных кандидатов, а делает ставку на своих слабых, она проигрывает.
Так произошло в Архангельской области, где единороссы поддержали Анатолия Ефремова, который проиграл Николаю Киселеву. Поражение ЕР было тем болезненнее, что идеологически Киселев был очень близок к единороссам. То же самое произошло на губернаторских выборах в Магадане, где поддержанный ЕР Николай Карпенко проиграл Николаю Дудову. Еще более яркий пример – Алтай, где ЕР поддержала ставленника местной элиты Александра Сурикова, а победил народный любимец Михаил Евдокимов.
Таким образом, из-за амбиций местного регионального руководства не только пострадал имидж ЕР. Хуже того – перспективные кандидаты оказались за бортом партии, которая претендует на то, чтобы вести за собой страну.
Последний показательный пример в этом плане – Самара. Ранее самарские единороссы нашли в себе силы и поддержали действующего губернатора Константина Титова, который тогда не был членом «Единой России», но зато был в области безусловным лидером. И позднее Титов вступил в «Единую Россию». На предстоящих же выборах мэра Самары ЕР не поддерживает беспартийного кандидата – мэра Самары Георгия Лиманского, несмотря ни на его идеологическую близость к «Единой России», ни на высокий авторитет у электората. Ставка делается на спикера областной Думы, единоросса Виктора Сазонова, который пока имеет вдвое меньший рейтинг, чем Лиманский.
Что получится в итоге? Вероятнее всего, Лиманский победит и вступит в «Единую Россию», но не через региональное отделение, а напрямую через генсовет партии, как уже сделал губернатор области Титов. Так центральное руководство партии будет в очередной раз вынуждено корректировать политику региональных отделений.
При этом «сбой» самарского регионального отделения ЕР типичен для современной России. В регионе слишком активна местная бизнес-группа СОК – неудавшиеся региональные олигархи. Это та самая ФПГ, которую новые менеджеры АвтоВАЗа от Росвооружения оттеснили от контроля большой части бизнеса автогиганта. И которая теперь стремится к реваншу.
Подобный пример уже был в городе Братске Иркутской области, где местная ячейка «Единой России» также оказалась под контролем местных олигархов. Они активно поддерживали своего выдвиженца – тогдашнего мэра города Александра Петрунько. Однако в последний момент центральное руководство «Единой России» в лице Александра Карелина открыто поддержало выходца из ФСБ Сергея Серебренникова. Тот шел как раз под антиолигархическими лозунгами и в итоге убедительно победил.
Эти примеры показывают, что при рассмотрении грядущих региональных выборов, которые пройдут осенью, внимание должно быть уделено не только борьбе единороссов и коммунистов – исход этой схватки предрешен. Прежде всего стоит обратить внимание, кто и почему имеет влияние на региональные отделения ЕР.
И коль скоро роль «Единой России» в стране будет возрастать, то разгорающаяся борьба между различными группировками за лидерство в региональных отделениях ЕР становится для страны важнее, чем баланс между «Единой Россией» и оппозицией.
Кадровый состав «Единой России» становится в новых условиях первостепенным фактором. Ведь чем более влиятельной будет ЕР, тем больше федеральному руководству партии придется вести борьбу за контроль над региональными организациями с местными элитами. Иногда это бизнес-группы, а иногда – губернаторы, пытающиеся поставить весь регион под свой неограниченный контроль.
Так что на региональных выборах важно не только, за кого в конечном итоге проголосует избиратель, но и кого будет выдвигать региональное отделение «Единой России». Чтобы стать реальной партией власти и под руководством Владимира Путина встать во главе процесса модернизации страны, необходимо избавляться от постороннего контроля региональных олигархов над местными отделениями.
Собственником и распорядителем мандата на формирование органов власти на всех уровнях в принятой на сегодня модели является партийная система, а при существовании доминирующей партии – по факту это «Единая Россия». Региональный бизнес, в свою очередь, является собственником мандата на экономическое развитие региона. Бизнес имеет право войти в процесс формирования власти на местах, но политическое лидерство должна обеспечивать политическая сила.
При этом нужен постоянный приток «свежей крови» в виде местных популярных политиков, таких как Титов, Серебренников, Лиманский, чья политическая позиция близка идеологии ЕР. Совершенно очевидно, что для партии и ее имиджа более выгодно вообще не поддержать ни одного из кандидатов, чем поддержать заведомо провального.
Только в этих условиях ЕР станет во главе процесса модернизации регионов и государства в целом. Идеология, совмещающая модернизацию страны и социальную справедливость, сильный кадровый состав, выстраивание политических структур не под бизнес-интересы, а под потребности страны и региона – вот составляющие сильного лидерства, которое нужно единой России.