Сегодня завершает свою работу 7-й антиядерный лагерь, организованный международной группой «Экозащита» и Томской экологической студенческой инспекцией (ТЭСИ). Он был развернут в окрестностях областного центра, между Томском и Северском, еще 26 июля. Кульминацией мероприятий «Экозащиты» стал проведенный 1 августа несанкционированный митинг против ввоза в Россию так называемых «урановых хвостов» (обедненного гексафторида урана). Просьбу милиции разойтись экологи проигнорировали. В результате милиции пришлось задержать и препроводить в Ленинский РОВД 12 активистов, которым вменяется нарушение установленного порядка организации и проведения митинга и неповиновение распоряжению сотрудника милиции. Эти дела будут рассматриваться в мировом суде 9 августа.
«Экологический лагерь, – сообщил сопредседатель группы «Экозащита» Владимир Сливяк, – каждый год посвящен какой-то определенной проблеме. В этом году – это ввоз радиоактивных отходов в Россию, в частности на Сибирский химический комбинат (СХК). Мы хотели бы привлечь внимание к этой проблеме». Кроме того, экологов беспокоят планы размещения в районе Северска завода по производству МОКС-топлива (по сути, он будет заниматься утилизацией плутония).
Впрочем, руководство СХК неоднократно заявляло, что никаких радиоактивных отходов на комбинат не ввозится. Но в «Экозащите» полагают, что «урановые хвосты» – это обычные радиоактивные отходы. Вчера стороны в очередной раз пытались понять друг друга – участники лагеря встретились с руководством СХК.
«Когда экологи подняли эту тему, мы давали очень много разъяснений, – говорит представитель управления по связям с общественностью СХК Евгения Суслова. – Гексафторид урана невзрывоопасен, негорюч, за 50 лет работы с этим материалом не произошло ни одной аварии». А бывший гендиректор СХК, ныне директор Томского атомного центра Геннадий Хандорин говорит, что неправомерно ставить вопрос о прекращении использования атомной энергетики только потому, что она сопряжена с опасными процессами: «Без атомной энергетики людям не прожить в ближайшие несколько сот лет. А главное, чем должны заниматься антиядерщики, так это думать о безопасности как ядерной энергетики вообще, так и о том, чтобы перевозка ядерных материалов происходила безопасно».
У лидера «зеленых» Владимира Сливяка иная точка зрения: «Если существует промышленность, которая вредит людям, и это доказано, то люди без глубокого понимания процессов имеют право требовать безопасности для себя».
В итоге «диалог» представителей атомной отрасли и их оппонентов напоминает разговор глухого со слепым. Кстати, отвечая на вопрос, кто финансирует организацию таких лагерей, Владимир Сливяк ответил, что примерно половина расходов покрывается самими участниками, а вторая половина обеспечивается за счет российских благотворительных фондов. Но назвал почему-то только немецкий фонд Генриха Белля.
Томск