Вчера в Чечне начался месячник национального согласия и примирения, объявленный на днях указом президента республики Алу Алханова.
Заметим, что накануне директор ФСБ РФ Николай Патрушев объявил о продлении срока добровольной сдачи боевиков до 30 сентября с.г. Ранее, как известно, им было предложено сдаться до 1 августа. К этому времени, по данным председателя правительства Чечни Рамзана Кадырова, с повинной в правоохранительные органы явилось около 70 человек. Правда, в прокуратуре республики знают только о 50 сдавшихся боевиках.
«Многие из сепаратистов колеблются, на переговоры с ними нужно время, – сообщили «НГ» в пресс-службе правительства Чечни. – Рамзан Кадыров вообще предлагал объявить амнистию до конца 2006 года». В Национальном антитеррористическом комитете (НАК) объясняют, что продление переговорного процесса о сложении оружия участниками НВФ связано с работой Госдумы РФ: «Он продлен до того времени, когда депутаты Госдумы после летних отпусков соберутся на осеннюю сессию и рассмотрят проект акта об амнистии».
Между тем все это выглядит более чем странно. Предложение боевикам сложить оружие, по сути, означало ультиматум: или вы прекращаете боевые действия и выходите из леса, или же будете уничтожены. По негласным правилам войны сроки ультиматумов не продлеваются, иначе теряется смысл объявления ультиматумов. Во-вторых, удивляет дата, до которой боевикам предложено сдаться. Как раз в конце сентября сходит на нет «зеленка» и боевики, как правило, выходят из леса и расходятся по зимним квартирам. Чтобы попасть под амнистию, а потом снова уйти на свои горные и лесные базы весной будущего года?
«Продление сроков переговоров с сепаратистами, – заявил «НГ» полковник запаса Николай Шульгин, в свое время работавший в штабе федеральных войск в Ханкале и участвовавший в переговорах о добровольной сдаче боевиков в первой чеченской кампании, – может дать не только положительный, но и отрицательный эффект. Чеченское руководство вынуждено для создания положительного образа федеральной власти отпускать боевиков под подписку о невыезде. Но насколько это легитимно? До рассмотрения в Госдуме амнистии еще как минимум полтора месяца. Это время является как бы испытательным сроком для бывших боевиков, но все ли его выдержат? И не уйдут ли снова в леса, тем более что работы в Чечне нет, а в лесу им могут пообещать неплохие деньги».
В свою очередь, как сообщил «НГ» начальник временного пресс-центра Регионального оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией на Северном Кавказе подполковник Николай Варавин, «федеральные войска в Чечне и других регионах Северного Кавказа продолжают выполнять задачи по нейтрализации боевиков в прежнем режиме».