«В России вполне достаточно денег для того, чтобы уже сегодня, а не в отдаленной перспективе развиваться более энергично и жить достойно», – подчеркнул на прошедшем во вторник заседании Народного правительства его председатель, депутат Госдумы, лидер партии «Патриоты России» Геннадий Семигин. Вот только эти деньги граждане и регионы почему-то не видят. И это несмотря на то, что, по словам Семигина, от 60 до 70% россиян не удовлетворены качеством своей жизни, а 67 из 88 субъектов Федерации являются финансово несостоятельными и не могут прожить без федеральных дотаций.
Речь идет о накопленных за последние годы средствах Стабилизационного фонда и золотовалютных резервов, которые на конец мая составили почти 8 трлн. 500 млрд. руб. И получены они в основном благодаря высоким ценам на нефть и другие экспортируемые ресурсы. «Мы считаем крайне несправедливым, что такие огромные суммы, по сути, никак не работают в российской экономике, не приносят пользы гражданам страны. Зато они размещаются в валюте, иностранных ценных бумагах, идут на погашение внешнего долга России. Они не приносят дохода и при этом тают от инфляции. Это неправильно по существу», – отметил Геннадий Семигин.
В то же время, рассматривая вопрос об использовании данных средств, Народное правительство опиралось на три базовые позиции: что все национальные богатства принадлежат народу, что средства Стабфонда и золотовалютные резервы должны использоваться только в интересах народа и что каждый гражданин может влиять и контролировать этот процесс.
В этом ключе Народное правительство предложило использовать, по сути, замороженные сегодня деньги с пользой для страны и ее граждан. Так, для стратегического резерва страны Народное правительство предложило отложить только половину общей суммы, или 4 трлн. 450 млрд. руб. А все остальное – разделить на три равные части. То есть инвестировать в экономические проекты регионов, модернизацию их социальной инфраструктуры и особые социальные выплаты по 1 трлн. 350 млрд. руб. соответственно.
При этом предложены и конкретные механизмы (в том числе и финансовые) реализации намеченных проектов. Об этом в своих выступлениях говорили большинство народных министров. Например, народный министр здравоохранения, известный кардиохирург Ринат Акчурин, предложил поднять заработную плату врачей не менее чем на 10 тыс. руб., а медсестер – не менее чем на пять тысяч. В свою очередь, народный министр культуры, депутат Госдумы Елена Драпеко, призвала поддержать культуру на местах, выделив 21,8 млрд. руб. на неотложные нужды культуры, в том числе 13 млрд. руб. на реставрационные работы. А народный министр финансов, депутат Госдумы Сергей Глазьев, предположил, что лучшим способом борьбы с инфляцией стало бы обновление жилищного фонда и дорог страны, что резко бы сократило потери энергии.
Кроме того, Народное правительство установило четкие сроки реализации проектов, а также параметры конкретных результатов от каждого из них. Последними, как считает Геннадий Семигин, могут стать массовое строительство качественного и недорогого жилья, модернизация ЖКХ (и, как следствие, падение коммунальных тарифов при росте качества коммунальных услуг), ремонт медицинских и образовательных учреждений и их переоборудование по современным требованиям, а также значительное увеличение зарплат, пенсий и пособий (ведущее к приличному росту доходов граждан) и многое другое. А это, по мнению специалистов, экспертов и участников заседания, достаточно здраво и логично. Недаром сами народные министры рассматривают свои предложения как некий «стартовый ключ, поворот которого позволяет запустить механизм решения всех основных проблем страны в самые короткие сроки». И не замечать этого теперь, по всей видимости, не получится. В том числе у действующего правительства РФ.
Например, прямые федеральные инвестиции в регионы, привлечение региональных средств, привлечение частных инвестиций организаций (а также граждан, но исключительно на добровольной и выгодной для людей основе), долгосрочные государственные кредиты на выгодных условиях (3–5% годовых) и ряд других. И, что немаловажно, установлены четкие сроки реализации проектов, а также параметры конкретных результатов от каждого из них.