Саратовская областная Дума обратилась с запросом в Конституционный суд (КС) РФ, требуя признать «неподлежащими действию из-за их неконституционности» нормы федерального законодательства, регулирующие размеры зарплат чиновников дотационных регионов. Парламентарии заподозрили в «неопределенности, неясности и двусмысленности» п. 5 ст. 85 Бюджетного кодекса и п. 2 ст. 26 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ». Спорные, по мнению думцев, законодательные нормы запрещают начислять чиновникам дотационных регионов большие зарплаты, нежели их федеральным коллегам «соответствующих категорий».
В частности, депутаты не поняли, должностным окладам каких именно федеральных чиновников должны соответствовать оклады представителей исполнительной власти регионов, получающих дотации из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Кроме того, парламентарии обращают внимание КС на то, что «федеральная государственная служба не имеет законодательно закрепленного деления на федеральных госслужащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и федеральных госслужащих центрального аппарата (т.е. аппарата Госдумы, Правительства РФ, Счетной палаты и т.д. – «НГ») – все это федеральные госслужащие».
Между тем, отмечают заявители, денежное содержание госслужащих этих категорий, регулируемое двумя разными указами президента РФ, «существенно отличается» друг от друга. К тому же, по мнению заявителей, различаются и размеры ежемесячных поощрений сотрудников центрального аппарата и федеральных чиновников на местах. Если «территориалам», согласно президентскому указу № 589, полагается доплачивать по одному окладу в месяц, то сотрудники центрального аппарата в зависимости от должностей (для каждой издается специальный указ главы государства) могут получать до 13 должностных окладов ежемесячно. «Таким образом, – подсчитали саратовские законодатели, – размеры оплаты труда федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в 2–3 раза ниже размеров оплаты труда федеральных госслужащих центрального аппарата».
Результатом законодательной «непроясненности» становится крайне противоречивая судебная практика. Саратовская областная Дума в начале весны вчистую проиграла в областном суде прокурору области процесс по новому региональному Закону «О денежном содержании и материальном стимулировании лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Саратовской области», принятому в сентябре минувшего года. Согласно региональному законодательству, региональных чиновников 1-го и 2-го классов предполагалось премировать 1,3 оклада ежемесячно, а председателей правительственных комитетов и министров – сразу двумя. Этот закон, правда, не касался губернатора области Павла Ипатова и его ближайших заместителей, зарплаты которым были повышены отдельным законом. Против него прокуратура ничего не имела. Теперь оклад губернатора составляет 57,6 тыс. руб. (экс-губернатор Дмитрий Аяцков получал 45 тыс. руб.). Между тем зарплата рядовых чиновников не индексировалась в течение последних трех лет. Сейчас она составляет в среднем около 10 тыс. руб.
Саратов