Очередная сессия Законодательного собрания (ЗС) Иркутской области войдет в историю местного парламентаризма сразу по трем причинам. Во-первых, она прошла в Тулуне – городе с самой сложной социально-экономической ситуацией. Во-вторых, вдалеке от областного дома власти депутаты позволили себе преодолеть вето губернатора на проект закона о признании утратившим силу закона об Уставном суде. И, в-третьих, на выездном заседании большинством голосов были приняты поправки, существенно ограничивающие власть главы региона.
После обсуждения непростых проблем Тулуна, связанных с депрессивным состоянием градообразующих предприятий города, народные избранники дружно проголосовали за отклонение губернаторского вето на законопроект об Уставном суде. Депутаты, несмотря на возражения представителей исполнительной власти, посчитали, что подобная структура региону не нужна. Закон о создании Уставного суда был принят еще в 2000 году, но за минувшие годы суд так и не был сформирован. Как пояснила вице-спикер ЗС Людмила Берлина, в области просто не возникало таких ситуаций, когда бы требовалось вмешательство Уставного суда. По ее словам, Уставные суды сейчас действуют только в 15 субъектах РФ, и их создание не является обязательным. Губернатор же Иркутской области Александр Тишанин, напротив, уверен, что без Уставного суда не обойтись, тем более в период реформирования местного самоуправления. Парламентарии не вняли губернаторским аргументам. Как заявил заместитель председателя комитета по госстроительству Андрей Лавров, признание этого закона утратившим силу не противоречит федеральному законодательству и не ограничивает права и свободы граждан, так как в Уставной суд могут обращаться только органы госвласти, местного самоуправления и прокуратуры.
Еще большую интригу таила в себе инициатива 17 депутатов, представлявших различные партийные фракции, о внесении изменений в Устав области. Как доложил коллегам Андрей Лавров, изменения затрагивают целый ряд статей региональной конституции. Во-первых, они ограничивают власть главы региона в назначении своих заместителей и руководителей важнейших подразделений областной администрации. Если раньше, к примеру, на согласование с ЗС выносилась только кандидатура первого заместителя губернатора, то сейчас предлагалось получить согласие депутатов и на утверждение руководителей управлений социальной защиты населения, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, главного финансового управления, комитета по областной собственности и некоторых других высокопоставленных чиновников. Кроме того, народные избранники пожелали получить себе право выражать недоверие тем заместителям губернатора и руководителям подразделений, в назначении которых они принимали участие.
Против изменений в Устав области выступил полпред губернатора в ЗС Петр Парцей, но и на этот раз аргументам губернаторской стороны депутаты не вняли. За внесение изменений в Устав области высказались 34 парламентария из 38, принимавших участие в голосовании. Таким образом, по мнению местных аналитиков, законодатели существенно расширили свои контрольные функции и полномочия.
Иркутск