Процессы укрупнения регионов, особенно активно идущие за Уралом, породили новую моду. Еще не отлажен новый механизм управления объединившейся в апреле Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа, а губернатор Александр Тишанин уже выступил в понедельник с новым почином: укрупнять не только края и республики, но и города.
Иркутский губернатор выдвинул идею провести референдум по слиянию Иркутска и его городов-спутников Ангарска и Шелехова. Цель – превратить областной центр в единственный мегаполис в промежутке от Новосибирска до Тихого океана. Удивительная новация иркутского губернатора становится понятней, если обратить внимание на его слова о том, что «связать города нужно экономическим путем – потребуется формирование особой экономической зоны». При этом Александр Тишанин прозрачно намекает, что именно мегаполис-миллионник (население укрупненного Иркутска, по подсчетам специалистов, составит один 1,1 млн. человек) сможет рассчитывать на более благосклонное внимание федеральных властей, поскольку получит новый статус: «Рядом просматривается и новый аэропорт, и все остальное».
Как сообщил Александр Тишанин, уже начались консультации экспертов, силами которых разрабатывается рабочий план проекта. Главное слово, подчеркнул губернатор, должно сказать население областного центра, соседних Ангарска и Шелехова, а потому в конце зимы или начале весны должен состояться референдум: «В этом вопросе потребуется и согласие всех ветвей власти». Кроме того, считает губернатор, не обойтись и без поддержки федерального Центра.
Механизм нового объединительного процесса уже запущен. В администрации области прошли первые встречи, на которых обсуждались вопросы создания инициативных групп. К концу мая губернатор области Александр Тишанин, скорее всего, публично выступит с более детальным обоснованием слияния трех муниципальных образований в одно.
Однако эксперты весьма скептически оценивают новаторскую идею иркутского губернатора. Как заявил корреспонденту «НГ» эксперт фонда «Институт экономики города» (ИЭГ) Дмитрий Ланцев (он и другие сотрудники ИЭГ хорошо знают ситуацию в регионе, так как готовили комплексные программы социально-экономического развития Ангарска и Шелехова), «реальное основание для такого объединения существует. А вот имеет ли смысл объединять эти три города в некий мегагород или мегаполис, – это еще большой вопрос». По мнению Дмитрия Ланцева, самое слабое место губернаторской идеи – отсутствие гарантий того, что объединение даст серьезный экономический эффект. «Насколько я понимаю, весь проект держится на двух «китах»: расчете на то, что город, став миллионником, получит серьезные государственные инвестиции из Центра, а также получит статус особой экономической зоны, – считает эксперт. – Но ни первое, ни второе ничем не гарантировано». Создание мегаполиса, по мнению Ланцева, также не влечет за собой автоматического получения статуса особой экономической зоны.
Неоднозначно отреагировали на губернаторскую идею и иркутские политики. Как заявил «НГ» председатель Иркутской городской Думы Андрей Лабыгин, ставить вопрос в такой плоскости преждевременно: «Не вижу в объединении трех городов необходимости, равно как и предпосылок к слиянию. Города-миллионники, безусловно, имеют определенные приоритеты в финансировании, но ведь нужно думать и о проблемах управляемости такой большой территории». А депутат Законодательного собрания Алексей Козьмин, наоборот, уверен, что в рамках города-миллионника станет легче реализовывать крупные инвестиционные проекты и за ним будущее: «Сам проект, безусловно, интересен и для федерального Центра».
Иркутск