Во вторник в Лондоне закончил работу Российский экономический форум, второй день которого преподнес его участникам небольшой сюрприз. На секции, посвященной председательству России в «большой восьмерке» речь в основном шла об образовании. Поднял не свойственную для бизнес-форумов тему генеральный директор компании «Башхим» Сергей Черников. Ведущему мероприятие послу Великобритании в России Тони Брэнтону даже пришлось обратиться к аудитории с просьбой вернуться к теме энергетики, о которой в самом начале мероприятия докладывал сенатор Михаил Маргелов.
В своем выступлении Сергей Черников говорил о реализации Болонских соглашений, подразумевающих унификацию образовательных стандартов. Противники этого процесса считают, что российская школа за последние 15 лет пришла в упадок и мы просто не выдержим открытия образовательных границ и не сможем противостоять так называемой западной экспансии образовательных стандартов. С такой точкой зрения ни Черников, ни другие участники секции не согласились. Стоит отметить, что среди докладчиков были и председатель Российского информационного общества Игорь Юргенс, и исполнительный директор Ассоциации менеджеров России Сергей Литовченко, и главный редактор International Gerald Tribune Элисон Смейл.
В принципе все сошлись во мнении, что без инвестиций в образовательные процессы конкурирование России, в частности на рынке энергетики, маловероятно. Именно на уровне знаний и интеллекта в ближайшее время будет вестись борьба за рынки сбыта, и выиграет в этой войне тот, чей интеллектуальный потенциал окажется сильнее.
В ходе дискуссии Сергей Черников заявил, что в области фундаментальной математики, физики, биологии, химии Россия все еще вне конкуренции. «Здесь можно закрепиться институционально, целыми научными школами. Предъявить западному научно-деловому сообществу доказательства высокой методологической эффективности».
Один из журналистов заметил, что почему-то ничего не было сказано о теме участия бизнеса в образовании. И Сергей Черников, и Игорь Юргенс отметили, что пока все делается в обоюдных интересах и общества, и бизнеса. Участие крупных компаний в формировании образовательных стандартов необходимо, в частности, для того, чтобы то, чему учат в вузах, соответствовало бы тому, что нужно экономике. Сергей Литовченко добавил, что необходимо появление новой организационно-правовой формы эндаумента, которая позволит бизнесу финансировать нужные ему учебные программы, контролируя их расходование напрямую. При этом было отмечено, что сегодня инвестиции в образование под силу лишь крупным корпорациям.
В качестве иллюстрации глава «Башкирской химии» привел такой пример: «Мы заключили договор с Уфимским нефтяным университетом о целевой подготовке специалистов для наших производств, платим им за это, и кто-то еще, наверное, что-то подобное делает, но все это хаотично. Мы не прогнозируем, а всего лишь реагируем. В нашем случае реагируем на нехватку химиков-технологов. Так вот, эндаумент значительно облегчит жизнь при реализации подобных проектов, позволит начать эту работу более системно. Раз уж мы наблюдаем столь глубинное проникновение образования в экономику, то логично будет, чтобы и экономика в виде бизнеса проникала в образование. Формировала свой заказ».