В то время, когда в России полным ходом идет процесс укрупнения регионов, на Северном Кавказе, наоборот, наблюдается стремление к автономизации национальных территорий. И, судя по открытым и латентным требованиям о создании самостоятельных административных этнических единиц, например черкесов, балкарцев, шапсугов, кумыков и лезгин, этот процесс объективно продолжается.
Как известно, в начале прошлого века была создана Горская республика, которая реально существовала только на уровне деклараций и через полгода распалась на три субъекта. Те, в свою очередь, – на автономные образования. Революционные массы вайнахов и дагестанцев, особенно активно воевавшие с белоденикинцами, впервые почувствовали реальность создания национальных автономий. Последний, также неудачный, процесс объединения был связан с укрупнением районов при Никите Хрущеве, но исторически и экономически сложившиеся территории не оценили реформаторской инициативы. С перестройкой, когда были образованы Ингушетия и Адыгея, этнизация субъектов усилилась.
Нынешняя автономизация народов Северного Кавказа, кстати, никем не инициированная, носит объективный характер. Даже внутри, казалось бы, уже сформированной под воздействием советской идеологии «консолидации народов и этносов» сохраняются, а в ряде случаев усиливаются настроения к обособлению. Так, по данным переписи 2002 года, в Дагестане «появились» новые народы – чамалалы, андийцы, цезы, аркчинцы, кайтагцы и т.д., которые ранее были записаны как аварцы и даргинцы.
Тем временем федеральный Центр инициировал прямо противоположную идею укрупнения, унификации и ликвидации национальных особенностей, регионов. Не исключается и создание общего для республик субъекта, не исключено, что еще один подобный субъект будет образован после завершения переходного этапа – объединения республик с Краснодарским и Ставропольским краями. В этом случае Центр может вплотную приблизиться к цели самой реформы – довести количество субъектов страны до трех-четырех десятков.
На Юге укрупнение в первую очередь может затронуть Адыгею, которую хотят объединить с Краснодарским краем, и Ингушетию, которая может вернуться в лоно прежней Чечено-Ингушской Республики. Правда, позиции руководства этих субъектов (за исключением Чечни) известны: они единодушны в желании сохранить статус-кво республик как гарантию сохранения национальной идентичности, развития языка и культуры.
«В регионе обозначились тенденции по распаду полиэтничных образований, – заявил «НГ» председатель НПО «Жизнь по праву» Аслан Псыч, – двутитульные республики – Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия – постоянно конфликтуют. Относительно малочисленные в своих субъектах черкесы и балкарцы хотят вернуться в состав Краснодарского и Ставропольского краев (или создать самостоятельные субъекты), так как испытывают экономическое и политическое давление элит. При этом спасения от ассимиляции в соседних областях никто не гарантирует: просто они там проходят не столь агрессивно».
Эти вопросы в составе объединенной губернии только обострятся при решении религиозных вопросов. Как заявил «НГ» ректор Черкесского исламского института Исмаил Бостанов, «властями Ставрополя до сих пор игнорируется возвращение верующим старейшей мечети в центре краевой столицы». Не могут найти общий язык верующие – православные и мусульмане – в Адыгее, где продолжается давний спор о культовых памятниках. На Кубани против строительства мечетей выступают казаки, а в титульных республиках возражают против установки православных крестов. Аналогичная история сложилась и с трактовкой исторических событий и личностей, выразившаяся в установке памятников генералу Лазареву в Краснодарском крае и, наоборот, разрушению памятника Ермолову в Чечне.
Территориальные конфликты как ничто другое зримо рисуют картину будущего юга страны в случае укрупнения регионов. Если судить по тому, как были освоены северные районы Ингушетии, Чечни, Осетии, периодически присоединяемые к республикам вплоть до 1956 года, то можно предположить, что аналогичной будет судьба соседних губерний. Напомним, что эти районы, заселенные еще в 50-х годах прошлого столетия русскими, ныне являются «ареалом» проживания титульных народов.
Консолидация северокавказских народов, еще возможная в XIX веке, абсолютно невозможна в наши дни. Предстоящее формальное укрупнение республик, кстати, столь же непродолжительное, как и предыдущие объединения, будет именно формальным. А ее цементирующим стержнем будет выступать только административная воля Кремля.