Александр Ткачев полон решимости принять в состав Краснодарского края Республику Адыгея.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Черкесский конгресс Адыгеи (ЧКА) обратился в Совет Европы «с просьбой в защите государственности коренного народа Адыгеи». Адыгские народы видят в объединении с Краснодарским краем угрозу национальному развитию и окончательной ассимиляции. «В обращении, в частности, говорится о принимаемом сегодня региональном законе о референдуме, – сообщил «НГ» председатель ЧКА Мурат Берзегов, – из которого удалены гарантии сохранности статуса и границ республики».
Как отметил «НГ» председатель общественной организации «Жизнь по праву» Аслан Псыч, «обращение ЧКА к международным и отечественным структурам не ново.
Но принципиальное отличие последнего обращения в том, что на сей раз в Адыгее не сомневаются, что новый состав недавно избранного парламента примет закон о референдуме, согласно которому можно будет поставить вопрос об изменении политического статуса республики».
«Как заявила корреспонденту «НГ» депутат Государственного совета – Хасэ Адыгеи, руководитель общественной организации «Союз славян Адыгеи» Нина Коновалова: «У людей есть право на референдум, которое дается российской Конституцией. Но в Адыгее население не имеет этого права, так как до сих пор не принят закон о референдуме».
Очевидно, что кризис власти в Адыгее, начавшийся в мае 2005 года (подписание президентом указа о роспуске парламента и последующее его дезавуирование), все же привел к ослаблению позиций президента республики Совмена Хазрета и усилению лагерей, контролируемых спикером Мухарбием Тхаркаховым и главой администрации президента Талием Беретарем. Каждая из этих групп может согласиться с поглощением Адыгеи при благоприятных для них обстоятельствах. Этого никак нельзя сказать о действующем главе республики. Судя по энергичности его действий, можно предположить, что борьба за статус далеко еще не решенный вопрос.
В случае вынесения вопроса о статусе Адыгеи на плебисцит, похоже, его результат предрешен: 23% адыгейцев, проживающих в республике, – не конкуренция почти 66% русского населения. По этой причине ЧКА настаивает на неправомочности самой постановки такого вопроса, ссылаясь на положение местного закона о референдуме от 1999 года, хотя известно, что согласно Конституции страны высшим проявлением воли народа является именно референдум.
«Очевидно, что решение вопросов, затрагивающих интересы малочисленных народов, которые к тому же являются коренными, невозможно при использовании только плебисцита, – отметил «НГ» сотрудник Института социальных исследований Гияр Теймурин. – Математическое большинство не решает таких вопросов. Иначе в Финляндии вообще бы не было второго шведского государственного языка (а шведов там всего 40 тыс. человек), а в нашей стране не было бы ни одной автономии и республики. Простым голосованием можно ликвидировать все и все унифицировать».
Как отмечает Мурат Берзегов, аргументы сторонников объединения несостоятельны. В Краснодарском крае, откуда и отпочковалась Адыгея, республика финансировалась по остаточному принципу. О решении администрацией края проблем коренных малочисленных народов можно судить по судьбе причерноморских адыгов-шапсугов, национальный район которых был упразднен. Более того, несмотря признание их малочисленным народом России, Краснодар их таковыми до сих пор не признал.
Усилия президента Совмена Хазрета по сохранению статус-кво Адыгеи, а значит и своего политического влияния на отдельной территории впечатляют. В республике и на Северном Кавказе созданы десятки различного рода национальных, межнациональных, межрегиональных, молодежных, религиозных и бог весть каких еще организаций, объединившихся в Северо-Кавказский форум, всемирный парламент адыгов (черкесов) Адыгэ-Хасэ, Международную черкесскую организацию. Обеспечены неплохие информационные ресурсы, в том числе всемирный портал адыгского народа. Недавно начал действовать Всемирный комитет солидарности с Республикой Адыгея. У всех названных организаций цель одна – «сохранение своей государственности».
Обращает на себя внимание аргументация, которую идеологи государственности республики используют в оппонировании сторонникам укрупнения регионов. В своем письме в ЕС они оправдывают сложившийся еще со времен правления экс-президента Адыгеи Аслана Джаримова принцип паритета, когда титульный народ имеет право на непропорциональное этническое квотирование при назначении на государственные должности. То есть, говоря языком математики, у 23% адыгейцев должно быть столько же мест в парламенте и исполнительных органах власти, сколько и у всего остального населения.
По словам Аслана Псыча, закон о референдуме, вероятнее всего, будет принят в третьем чтении, а вопрос об объединении будет решен в ходе плебисцита. Единственным компромиссом для адыгейской элиты может быть сохранение статуса автономии республики в составе Краснодарского края, которой республика и обладала до 1992 года, когда она таким же образом – на референдуме – расширила свой статус до уровня республики.