Вчера министр труда и социального развития Чечни Магомед Вахаев предложил внести в Конституцию республики ряд поправок. В первую очередь отменить возрастной ценз для президента Чечни. «В Конституции Чеченской Республики немало норм, положений, требующих основательной редакторской правки, – заявил министр, выступая на торжественном заседании, посвященном третьей годовщине принятия Конституции. – По действующей Конституции, президентом может стать человек, достигший 30-летнего возраста. Нам представляется, что этот ценз ничем не обоснован и нуждается в отмене».
По словам Вахаева, в Основной закон республики «вкралось много противоречий, которые нужно устранить». Тут спорить не приходится. К примеру, в одной статье Конституции сказано, что «в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Чечни, изданным по предметам ведения Чеченской Республики, действует нормативный правовой акт Чеченской Республики». При этом в этой же статье в другом месте сказано, что «в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Чеченской Республики действует федеральный закон». Кроме того, в Конституции упоминаются административные районы Староюртовский и Чеберлоевский, которых на самом деле в Чечне нет. Наконец, в соответствии с требованием федерального законодательства в Конституцию нужно внести положение о назначении главы региона, а также сделать парламент однопалатным.
Заметим, что возрастной ценз для главы Чечни регулируется ст. 66 главы 4 Основного закона республики. Изменения в эту главу вправе принять Конституционное собрание Чечни двумя третями голосов. Так что референдума не потребуется.
«В Законе РФ «Об общих принципах организации органов законодательной и исполнительной власти в субъектах Федерации», – пояснил «НГ» руководитель дирекции программ мониторинга избирательных кампаний Независимого института выборов Аркадий Любарев, – четко записано, что возрастной ценз для руководителей регионов составляет 30 лет. Этот закон не дает права субъектам РФ самим устанавливать минимальный возраст претендентов на высшие должности в органах законодательной и исполнительной власти». Так что если соответствующее изменение в Конституцию Чечни проведут, то оно будет незаконно. Правда, непонятно, как этому можно будет противостоять».
Между тем Магомед Вахаев – профессиональный юрист. Он более 14 лет работал в системе Министерства внешнеэкономических связей СССР и РФ. Прошел путь от юрисконсульта до заместителя председателя Внешнеторгового объединения «Росвнешторг». Сомнительно, что он не знаком с положениями упомянутого выше закона.
«Трудно сказать, чем вызвано это заявление, – сказал «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Но, похоже, речь идет или о высшей степени подхалимажа, либо произошло какое-то событие, которое Рамзана так напугало, что он хочет как можно быстрее стать легитимным президентом Чечни».
«Это больше похоже на пиар-акцию, – полагает генеральный директор Совета национальной стратегии Валерий Хомяков. – Такая суета вокруг фигуры Кадырова, откровенно говоря, уже просто смешна. Хотелось бы, чтобы чиновники Чечни в этом плане вели себя несколько поскромнее. Хотя я их понимаю – Рамзан так усилился в последнее время, что каждый из местных чиновников старается лишний раз продемонстрировать свою лояльность».
Заметим также, что премьер-министру Чечни Рамзану Кадырову, которого давно прочат на пост президента республики, 30 лет исполняется в октябре с.г.