В Дагестане по-прежнему крайне напряженной остается обстановка в селе Коркмаскала, где накануне до полутысячи жителей этого селения пытались захватить административное здание местной власти. Последовавшее вслед за этим столкновение с охраной главы района, приданными силами милиции из Махачкалы и жителями селения Тарки, у которых оспариваются земельные наделы, привели к разгону протестующих. В результате «битвы за межу» два человека получили огнестрельные ранения, еще 19 – увечья и ушибы.
Вчера люди продолжили акцию протеста. Беспорядков не было, но селяне опять пришли к зданию районной администрации. Говорить об исчерпанности конфликта еще рано. И, похоже, конфликты, провоцируемые несправедливым решением земельного вопроса, в Дагестане только начинаются. С учетом местной специфики они способны разжечь не один конфликт. Дело в том, что земля и выживание народов в условиях их чересполосного проживания – это синонимы. Кроме того, земля – единственная оставшаяся еще крупная собственность в республике, которая полностью не переделена.
«Конфликт в селении Кумторкала имеет вроде бы чисто экономические причины, – сказал «НГ» политолог Арсен Мерзоев. – Жители села выступают против передачи «их участков другим гражданам» – жителям селения Тарки. Однако на самом деле речь идет не о гражданах из другого села, а о созданной в этом селении одной из бизнес-структур, которой могут передать (или уже передали) землю агрофирмы «Кумторкала».
Заметим, что в 2003 году в селении Советское Сулейман-Стальского района митингующих, протестовавших против передачи «неизвестным предпринимателям 150 гектаров виноградников», разгоняли БТРами. Погиб один человек, виновные так и не были наказаны.
Кстати, весьма показательно, сколь решительно был дан отпор митингующим в Коркмаскале. Жесткость милиции и твердость власти призваны продемонстрировать: таким будет их поведение и при последующих, неизбежных рецидивах «земельных» беспорядков в Дагестане. Собственность, которая сегодня формально числится за совхозами и колхозами, сельскими общинами, а на самом деле во многих случаях уже записана на конкретных или подставных лиц, – еще только предстоит легализовать.
Кроме того, республике предстоит в этом году ускоренно реализовывать еще и муниципальную реформу. Об этом было заявлено первым президентом Дагестана Муху Алиевым при вступлении в должность. До этого реализацию закона приостановили именно по той причине, что она провоцирует новые, в том числе и межнациональные, конфликты. Предстоит решать сложные вопросы разграничения межселенных территорий и собственности на них. И конфликтогенность Страны гор от этого меньше не станет. На конец 2005 года, только по официальным данным, в республике было зарегистрировано 36 более-менее серьезных очагов напряженности.
Махачкала