Александр Дзасохов так и не убедил 'Матерей Беслана' в своей невиновности.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Бывшему президенту Северной Осетии Александру Дзасохову продолжает угрожать судебное преследование. Вчера лидер комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева в интервью «НГ» подтвердила появившуюся в ряде СМИ информацию о том, что 3 марта эта общественная организация направила в Генпрокуратуру РФ ходатайство с требованием привлечь Дзасохова к уголовной ответственности за «преступную халатность и некомпетентность, повлекшую за собой гибель большого количества заложников в ходе их освобождения». Кроме Дзасохова «Матери Беслана» требуют привлечь к ответственности и других членов оперативного штаба по спасению заложников, в том числе бывших руководителя ФСБ по Северной Осетии Валерия Андреева, министра республиканского МВД Казбека Дзантиева, министра республиканского МЧС Бориса Дзгоева. Кроме того, в ходатайстве отмечено, что «в действиях Дзасохова, Дзантиева, Андреева и Дзгоева содержатся признаки преступлений, предусмотренные ч. 2 ст. 237 УК РФ (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей).
Как заявила во вторник на заседании круглого стола «Противодействие терроризму. Власть и народ», куда были приглашены представители властных и силовых структур республики, лидер общественной организации «Матери Беслана» Сусанна Дудиева, ответа на соответствующее ходатайство, направленное на имя заместителя генерального прокурора РФ Николая Шепеля, до сих пор не получено.
«20 марта мы обратимся к заместителю генерального прокурора Николаю Шепелю и попросим его дать аргументированный ответ, почему наше ходатайство не принято, – сообщала вчера «НГ» Дудиева. – Если не получим ответа на этот раз, будем обращаться в суд первой инстанции».
«Подобные ходатайства «Матери Беслана» подавали уже не один раз, в том числе и во время суда, и на все из них был дан ответ, – сообщил «НГ» пресс-секретарь прокуратуры Южного федерального округа Сергей Прокопов. – Последнее ходатайство они передали для Николая Шепеля в прокуратуру Северной Осетии. 3 марта они хотели приехать на встречу с Шепелем. Договаривались, но не приехали и сдали это ходатайство в канцелярию прокуратуры республики Северная Осетия. Почта к нам пришла, и мы это ходатайство получили. Насколько я знаю, ответ на него уже дан. Они его получат по почте. Если бы Сусанна Дудиева передала ходатайство лично Шепелю и оно было бы зарегистрировано третьим числом, то получила бы ответ в течение трех дней».
Впрочем, недовольство «Матерей Беслана» вызывают не только действия генеральной прокуратуры, но и новый закон о противодействии терроризму. По словам Дудиевой, «суд над Нурпаши Кулаевым (единственным оставшимся в живых после штурма школы в Беслане террористом. – «НГ») практически окончен, но мы должны понимать, что это будет последнее громкое слушание. Новый закон о терроризме поставил все точки над «i», и больше таких процессов не будет. Поэтому мы должны сами довести расследование бесланского теракта до конца. И только наказание виновных гарантирует от повторения подобного, а не новые законы».
Бесланские общественники считают, что недавно принятый Госдумой РФ и подписанный президентом Закон «О противодействии терроризму» противоречит Конституции России. «Матерей Беслана» поддерживает заместитель председателя парламента Северной Осетии, один из авторов отчета парламентской комиссии по расследованию теракта в Беслане Станислав Кесаев. По его словам, парламент республики подготовил ряд поправок в федеральный закон и скоро будет настаивать на их внесении.
«Вопрос о профессиональной оценке действий или бездействий лежит вне сферы уголовно-правовой деятельности, – заявил «НГ» член Московской областной коллегии адвокатов Владимир Левин. – Во-первых, Дзасохов все же выполнял какие-то действия, но к желаемому результату они не привели. Это вряд ли можно оценивать с правовой точки зрения. Некомпетентность – это тоже вопрос профессиональной деятельности, а понятие «халатность» выражается в том, что человек был предупрежден, что он должен принять какие-то меры, но посчитал, что все «само рассосется». Думаю, глава Северной Осетии все же искал какие-то варианты и предпринимал какие-то меры. Не думаю, что Дзасохова тут можно привлечь к уголовной ответственности».
По мнению коллеги Левина, адвоката Дмитрия Аграновского, такого термина, как некомпетентность, в Уголовном кодексе РФ нет. «За что его можно привлечь, я не знаю, – заявил «НГ» Аграновский. – Но у этого заявления есть определенные основания, поскольку формально Дзасохов возглавлял штаб по освобождению заложников. Прокуратура, на мой взгляд, обязана провести по этому обращению проверку и ответить на вопрос, был ли в его действиях состав преступления».
Владикавказ-Москва