Власти Татарстана никак не могут привести Основной закон республики в соответствие с требованиями федерального законодательства. Еще 29 декабря прошлого года прокурор республики Кафиль Амиров внес в парламент Татарстана представления об устранении нарушений Конституции Российской Федерации и федеральных законов.
«В рамках работы по приведению Конституции Республики Татарстан в соответствие с федеральным законодательством Государственным советом РТ принят Закон Республики Татарстан от 19.04.2002 № 1380 «О внесении изменений и дополнений в Конституцию РТ», которым Конституция РТ изложена в новой редакции, – говорится в преамбуле этого документа. – Однако отдельные ее положения продолжают противоречить федеральному законодательству».
Между тем после этого прошли уже три пленарных сессии, но ни на одной из них прокурорский документ не рассматривался. Нет этого вопроса и в намеченной на последний день марта, четвертой в этом году пленарной сессии.
Понять неспешность республиканской власти можно. Основному закону Татарстана предстоит очередная «большая стирка»: надлежит привести в соответствие федеральному законодательству (полностью или частично) двадцать одну статью Конституции республики.
В свое время, как известно, президент Татарстана Минтимер Шаймиев не раз заявлял, что «России нужна была примерно такая власть, которая существовала в Татарстане все эти годы. С сильной вертикалью и хорошо заметными результатами». Заметим, что вплоть до осени прошлого года президент Татарстана назначал глав администраций городов и районных центров своим указом. Кстати, из Конституции республики до сих пор не исключена статья 91, где говорится о выборах президента Татарстана «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ч.2) «сроком на пять лет» (ч.3). Действие этой статьи, хотя сам Шаймиев уже переназначен Владимиром Путиным, лишь приостановлено.
Надеясь на скорое подписание нового варианта договора с Российской Федерацией, татарские парламентарии сохранили в основательно подправленной в 2002 году Конституции республики и статью 6, позволяющую Татарстану «в пределах своих полномочий» вступать «в международные и внешнеэкономические связи» с иностранными государствами, заключать международные отношения, обмениваться представительствами, участвовать в деятельности международных организаций. Между тем, как известно, Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ» позволяет российским регионам вступать «в международные и внешнеэкономические связи только с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями других стран, но никак не с самими иностранными государствами.
Кроме того, согласно статье 21 «Татарстан имеет свое гражданство». А согласно статье 15 этот субъект Федерации «отвергает насилие и войну как средство разрешения споров между государствами и народами». Все это, как остаток былой роскоши и суверенитета, прокурор Кафиль Амиров требует отменить: все-таки и проблемы гражданства, не говоря уже о вопросах войны и мира, находятся в ведении Российской Федерации.
В общем, татарским парламентариям «приказано» умерить амбиции и позабыть о временах, когда каждый брал столько суверенитета, «сколько мог проглотить». Но, видимо, быстро такое не забывается.
Казань