0
756
Газета Регионы России Интернет-версия

16.02.2006 00:00:00

Единственный маршрут

Тэги: нефтепровод, сибирь, экология, экспертиза


Глава Ростехнадзора Константин Пуликовский на днях продлил на 30 дней срок проведения государственной экологической экспертизы проекта первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Кроме того, приказом главы ведомства в состав комиссии включены дополнительные эксперты. Только по-настоящему непредвзятое исследование может погасить разгоревшиеся с участием экологов страсти.

Руководитель Рабочей группы экспертной комиссии Ростехнадзора по оценке экологической безопасности проекта Восточного нефтепровода Геннадий Чегасов, как передали СМИ, заявил в конце января, что заключение комиссии содержит отрицательную оценку участка маршрута, на котором нефтепровод подходит к берегу озера Байкал. «Транснефть» обвинили в пренебрежении нормами экологической безопасности.

Затем представители организации «Гринпис» (российский филиал международного движения) устроили пикетирование этого федерального ведомства под лозунгами «Живи, Байкал!» и «Ростехнадзор – палач Байкала!».

Что же касается отрицательного заключения, которое якобы должен был утвердить Пуликовский, то, как заявил ИТАР-ТАСС источник в этом ведомстве, «Ростехнадзор не считает законченной работу экспертной комиссии по оценке экологической безопасности первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Он подчеркнул, что «в настоящее время, по мнению Ростехнадзора, техническое задание считается невыполненным, поскольку пункты 2 и 3 предварительного заключения экспертов касаются только прибайкальского участка ВСТО, а должны касаться маршрута Тайшет–Сковородино в целом».

Вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев высказал ИТАР-ТАСС «крайнее удивление» заявлением Геннадия Чегасова. По его мнению, акцент был сделан на близости нефтепровода к Байкалу на одном из участков, хотя природоохранная зона в проекте четко соблюдена. «Буквально по берегу Байкала проходит железная дорога, по которой регулярно идут цистерны с нефтью. Кто гарантирует ее экологическую безопасность? Мы же предлагаем тройную систему защиты нефтепровода, но встречаем ожесточенное сопротивление»... Мы готовы либо принять, либо оспорить любое заключение Ростехнадзора, вынесенное в соответствии с законодательством РФ», – заявил Григорьев.

Как свидетельствуют в «Транснефти», на участке вдоль Байкала (около 60 км) блокирующие задвижки предусмотрены через каждые 5–6 км – в 6 раз чаще, чем предписано действующими нормативами. Сама труба на участке будет особая – из специальной стали и с большим запасом по толщине. Кроме этого, в трубе будут так называемые «умные вставки», которые обеспечат круглосуточный мониторинг ее состояния. Они позволят не допускать развития потенциально аварийных процессов коррозии и образования микротрещин. Кроме того, на трубопроводе предусмотрены круглосуточные посты. Все переходы под реками будут сделаны по технологии «труба в трубе». В качестве дополнительных мер обеспечения экологической безопасности в случае «запроектной аварии» на байкальском участке будет дежурить аварийный поезд быстрого реагирования, а в Северобайкальске создается база спецфлота и бонопостановщиков.

По оценкам специалистов, «Транснефть» дополнительно инвестирует в «экологическую составляющую» прибайкальского участка ВСТО около 6 млрд. рублей.

При этом некоторых членов Рабочей группы трудно назвать лицами незаинтересованными. Например, сам Геннадий Чегасов, как сообщает агентство «Росбалт», является сотрудником ООО «Энергодиагностика», «которое занимается в том числе коммерческой экспертизой трубопроводов и трубопроводного оборудования». Среди клиентов ООО «Энергодиагностика», пишет агентство, есть компании, заинтересованные в поставках для ВСТО, в том числе и зарубежные. Это создает очевидный конфликт интересов.

«Росбалт» сообщает также, что в 2000 году Геннадий Чегасов возглавлял Государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) при Госкомэкологии, расформированной указом президента РФ. Издание приводит слова генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, по мнению которого бывший руководитель ГЭЭ, «выступая против крупного общенационального проекта», может «руководствоваться мотивом личной мести».

Но дело не только в интересах отдельных людей и организаций. Речь, как уверены в «Транснефти», идет о национальных интересах России. Есть весьма заинтересованные стороны, считает президент компании Семен Вайншток, которые не хотели бы диверсификации потоков нефти. Весь наш экспортный потенциал, считает Вайншток, сориентирован на Европу, где, по его мнению, сформировалась дискриминационная по отношению к российской нефти схема ценообразования. Сегодня Россия имеет возможность «открыть» Азиатско-Тихоокеанский регион – с помощью Восточного нефтепровода. Если этой трубы не будет, восточносибирскую провинцию освоить не удастся, убежден Вайншток.

В «Транснефти» заявляют, что абсолютно уверены в экологической безопасности подготовленного ими технико-экономического обоснования. По мнению экспертов, у компании для этого есть основания. Как подчеркивают в компании, проект проверяли буквально все, от региональных властей и местных экологических организаций, высказавших свои претензии на общественных слушаниях, до Минприроды. И вот что, по сообщению ИТАР-ТАСС, сказал в ноябре 2005 года министр природных ресурсов Юрий Трутнев: «Наши геологи и гидрологи, специалисты по безопасности в сфере недропользования буквально по сантиметру изучили район, где будет построен нефтепровод, и пришли к выводу, что единственной возможностью для строительства трубы является тот маршрут, который указан в сетевом графике».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1681
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1045
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
760
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1039

Другие новости