Активисты движения «Против насилия» пикетировали в Екатеринбурге штаб Приволжско-Уральского военного округа. Одновременно комитет солдатских матерей провел пресс-конференцию, на которой привел ужасающую статистику смертей в казармах по России: 977 человек за 2005 год.
Солдатские матери Свердловской области категорически не согласны с тезисом Владимира Путина: «Какое у нас общество – такая и армия». Лидеры движения заявили, что в обществе и армии есть порядочные люди, но на «гражданке» и в войсках сложилась система, которая приводит во власть людей непрофессиональных, развязывает руки негодяям. Именно эта система, считает лидер солдатских матерей Нижнего Тагила Надежда Кордюкова, манит на офицерские должности здоровых мужиков, которые знают, на какую нищенскую зарплату они себя обрекают. Система помогает им компенсировать мизерное жалованье. Поэтому в армии, утверждают матери, и процветают рабский труд, вымогательство и т.д.
Женщины привели дикие примеры военной «экономики» на территории округа: солдату выбили одиннадцать зубов и потом потребовали от родителей по тысяче за каждый; новобранцев заставили написать заявления с открытой датой о поступлении на контрактную службу; рядового прикрепили к военному прокурору для выполнения черновой работы на даче.
Присутствовавший на пресс-конференции заместитель командующего Пятой армией ВВС и ПВО Александр Ковалев объяснил стремительный рост правонарушений в армии неготовностью молодых солдат и офицеров к жестким военным реалиям и неумением или нежеланием командиров установить дисциплину в частях. По данным генерала, до четверти поступающих в войска призывников – больные или дистрофики.
Надежда Кордюкова считает, что родители должны лучше знать свои права и законы. Согласна с коллегой и Екатерина Патракова из Новоуральска: она считает, что родители несут ответственность и за то, что в армию забирают больных детей. К примеру, только одна призывная комиссия ее города отправила эпилептика в десантно-штурмовую бригаду, ВИЧ-инфицированного – в морфлот, а страдающего энурезом – в пограничные войска. «Неужели матери не знали, что их дети больны? – возмутилась Патракова. – Почему они не отстояли своих детей? Есть ведь закон и суд». Женщины считают, что военный комиссар не должен принимать все решения единолично, поскольку по закону председателем призывной комиссии является губернатор региона.
Екатеринбург