Доктор Рошаль предложил другим свидетелям не являться в суд.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Появление во Владикавказе на заседании Верховного суда Северной Осетии по делу бесланского террориста Нурпаши Кулаева известного детского врача и члена Общественной палаты РФ Леонида Рошаля не слишком прояснило ситуацию в этом запутанном процессе.
Рошаль давал показания по делу Кулаева в качестве свидетеля, вызванного по ходатайству потерпевших. Сам ход допроса доктору, судя по всему, не понравился, в интервью после судебного заседания Рошаль задался вопросом: «Я не понимаю, кого здесь судят? Кулаева или меня?» Впрочем, похоже, Леонид Рошаль с самого начала настроил потерпевших против себя, когда после выражения соболезнований неосторожно заявил: «Многие мне не советовали сюда ехать. Говорили, что люди ведут себя некорректно, что здесь много политики, что люди здесь ангажированы, подкуплены┘» «Я только говорю, что говорили мне, – уточнил доктор, – но я решил, что ехать надо. Прятаться мне не от кого, совесть моя чиста».
Потерпевшие, похоже, хотели услышать от Леонида Рошаля ответ только на один вопрос – зачем второго сентября 2004 года, выступая перед родственниками заложников в Беслане, он заявил, что дети смогут пробыть без пищи и воды еще 8–9 дней. Как признался Рошаль, ему доложили, что толпа родственников, собравшаяся вокруг блокированного здания школы № 1, хочет идти внутрь, и «надо было как-то успокоить людей». Рошаль и привел в пример случай в Мексике, когда на девятый день после землетрясения под развалинами нашли живого ребенка. Этот пример, судя по всему, матерей не убедил, и в зале поднялся шум.
Председатель комитета «Матери Беслана» Элла Кесаева, не сдержав эмоций, назвала доктора «лжецом», Рошаль пообещал подать на нее в суд. «Я его ни в чем не обвиняла, но спросила, зачем он нам говорил, что в «запасе еще 8–9 дней», – прокомментировала «НГ» конфликт Элла Кесаева. – А он в ответ начал про Мексику, но ведь когда он выступал в Беслане в те дни, он не рассказывал ни про Мексику, ни про Африку. Он выступал не как врач, а как защитник властей, которые ничего не сделали для спасения детей».
«Я слышал слова благодарности от имени многих женщин Осетии, потерявших близких, – сообщил вчера «НГ» Леонид Рошаль. – Однако небольшая кучка присутствующих пыталась устроить суд надо мной, а не над Кулаевым. У меня такое впечатление, что они говорят с чьих-то слов и управляются кем-то. Они превратили суд в балаган, и не надо прикрываться несчастьем. Я действительно официально обратился ко всем свидетелям с предложением не участвовать в этом процессе. Суд идет над Кулаевым, вот и пусть судят его».
Рошаль подчеркнул, что слухи о том, что после суда он чувствует себя плохо, не соответствуют действительности: «Я замечательно физически чувствую себя. После суда я поехал в больницы Владикавказа консультировать раненых во время взрывов в игорных залах. Там очень тяжелые больные, я их консультировал».
Отвечая на вопрос «НГ», подпадает ли обращение доктора к свидетелям не являться на процесс под какой-либо вид ответственности, пресс-секретарь Верховного суда Павел Одинцов заявил, что объективно поступок Леонида Рошаля можно расценить как давление на суд. Однако, по мнению Одинцова, надо иметь в виду, что процесс по делу Кулаева проходит в крайне эмоциональной обстановке, а «прерогатива принятия решений остается за судьей». «И именно судья должен дать оценку этим высказываниям, – считает пресс-секретарь. – Если он найдет в них что-то, что девальвировало судебную власть, это одно дело, а если посчитает, что Рошаль просто высказал свою гражданскую позицию, – то это его право».
Доктор юридических наук, профессор Института государства и права РАН Инга Михайловская заявила «НГ», что высказывание Рошаля говорит о недостатке у него правовой культуры, но с точки зрения закона никакой юридической ответственности не подлежит. «Он свой долг выполнил, пришел на суд как свидетель. Судья имеет право дать оценку его высказываниям, – пояснила Инга Михайловская, – но, думаю, слова Рошаля – это мелочь по сравнению с тем, что творят на процессе эти женщины. Они действительно устраивают из него шоу. Не дают говорить судье, прокурору, задают с места вопросы, что совершенно исключено Уголовно-процессуальным кодексом. Если судья до сих пор не взял процесс в свои руки, то осуждать Рошаля за его эмоциональное высказывание вряд ли возможно».
Сегодня процесс будет продолжен. Ожидается, что в качестве свидетеля на нем будет присутствовать руководитель Центра специального назначения генерал ФСБ Александр Тихонов, подчиненные которого участвовали в штурме школы. Кроме того, не исключено появление в зале суда экс-президента Ингушетии Руслана Аушева. Как сообщила на суде Элла Кесаева, ей удалось дозвониться до Аушева и он обещал приехать, если получит повестку.
Владикавказ