0
744
Газета Регионы России Интернет-версия

12.01.2006 00:00:00

Самоуправство вместо самоуправления

Сергей Мигалин

Об авторе: Сергей Владимирович Мигалин - обозреватель "Независимой газеты".

Тэги: регионы, самоуправление, закон


С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Благодаря поправкам, принятым Госдумой и одобренным президентом прошедшей осенью, местное самоуправление в России может остаться лишь декорацией, за которой не будет никакой инициативы снизу.

Всего лишь 30 (одна треть) субъектов Федерации приступили с 1 января к реализации закона в полном объеме. Для остальных регионов потребуется переходный период, чтобы разделить полномочия с местной властью, определиться с финансированием. Не до конца распределены и полномочия между Центром и регионами.

На нужды муниципальной реформы Министерство финансов должно было выделить 5 млрд. руб. Между тем, по расчетам комитета Госдумы РФ по местному самоуправлению, на эти цели необходимо по меньшей мере 300 млрд. руб.

Правительство по-прежнему не соглашается делить налоги так, чтобы хватило и регионам, и муниципалитетам, и предпочитает держать местные власти на коротком финансовом поводке. Да и региональные начальники не собираются уступать муниципалам свои полномочия и рычаги управления территориями.

Как правило, главным аргументом руководителей субъектов, не спешащих с реализацией реформы, является отсутствие у новых местных властей соответствующего опыта. Например, на одном из заседаний Совета при полномочном представителе президента в Северо-Западном федеральном округе глава Карелии Сергей Катанандов заявил: «60 процентов людей, избранных в органы местного самоуправления, не знают, что нужно делать. Разумеется, мы их научим, поддержим, поможем, но проблемы финансов, разграничения собственности между различными органами власти мы будем решать еще долго».

Конфликты на почве разграничения полномочий между областными районными властями, а также между муниципалитетами различного уровня уже становятся серьезным препятствием в проведении реформы.

Например, в Калужской области, считающейся одной из наиболее продвинутых территорий в решении вопросов местного самоуправления и объявившей о переходе к реализации 131-го закона в полном объеме с 1 января 2006 года, уже разразился скандал. На заседании Ассоциации малых городов, поселков и сельсоветов Калужской области была подвергнута резкой критике политика областных властей, которые требуют от городских и сельских поселений в безусловном порядке передавать большинство из своих полномочий муниципальным районам. Дошло до того, что от муниципальных образований, имеющих свои бюджеты на протяжении нескольких прошедших лет, областные чиновники требуют передачи полномочий по исполнению бюджетов на районный уровень.

Еще прямолинейнее действуют тульские областные власти. Они прописали в региональном законе положение, по которому на весь переходный период финансирование вновь образованных муниципальных образований осуществляется по смете, спускаемой из районов. Таким образом, вопреки федеральному закону районные муниципальные образования будут контролировать мелкие поселения, у которых есть своя исполнительная и представительная власть.

К чему приведет реализация уже принятого закона и реформа местного самоуправления в целом? Не исключено, что к 2009 году, когда федеральный закон должен заработать в полном объеме, местное самоуправление будет похоронено – просто потому, что появление самостоятельной местной власти противоречит основам проводимой ныне «вертикальной» политики.

Причем инициативу проявит вовсе не центральные, а региональные власти, которые столкнутся с противоречиями между декларируемыми в законе нормами и реальной политикой.

Конфликт может начаться, например, с того, что муниципальные образования, созданные по поселенческому принципу, начнут оспаривать в судах попытки региональных и районных властей подчинить их себе.

Трудно представить, что муниципалитеты смогут представлять угрозу для Кремля. Тем не менее налицо попытки партии власти создать структуру, альтернативную единственному независимому объединению местных властей «Конгресс муниципальных образований». Речь идет о создании на базе «Единой России» Ассоциации депутатов местного самоуправления. Среди ее объявленных задач, например, «обновление элит через призыв на госслужбу наиболее ярких руководителей местного самоуправления». Но ничто не помешает этой ассоциации попутно заниматься нейтрализацией активности конгресса, выступающего с независимых от власти позиций.

Провозглашая своей задачей решение проблем местного самоуправления, власть озабочена в первую очередь тем, чтобы не потерять в результате реформы контроль над муниципалитетами вплоть до самых небольших поселений.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
2000
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4064
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
3092
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2533

Другие новости