0
795
Газета Регионы России Интернет-версия

19.12.2005 00:00:00

Сиротство уникального музея

Тэги: владивосток, музей, авто


владивосток, музей, авто Автомобили из этой коллекции помнят боевых адмиралов, знаменитых писателей и советских чиновников.
Фото автора

Не первый год во Владивостоке существует музей автостарины. Музей уникальный, аналогов ни в России, ни за ее пределами не имеющий.

«Некоторые наши экспонаты единственные в России, – рассказал корреспонденту «НГ» директор музея Николай Шульжицкий, – другие можно пересчитать по пальцам, да и те в частных коллекциях».

К эксклюзивным экспонатам Николай Алексеевич относит, например, грузовик «ГАЗ – ААА». С него-то, собственно, музей и начинался. По словам директора, эти машины, выпущенные перед самой войной в количестве 34 тысяч штук, почти все остались на полях сражений. Уцелевший приморский экспонат в свое время доставили морем в Приморье и выгрузили в районе маяка близ северного поселка Амгу. До 56-го года грузовик этот маяк и обслуживал, а в последнем рейсе неожиданно заглох в каком-то болоте, да так и простоял там почти 40 лет.

Впрочем, по эксклюзивности судьба любого из автомобилей или мотоциклов музея может дать фору самому захватывающему роману. Интересна, например, история авто «ГАЗ – А» 32-го года выпуска, который в народе прозвали «фордиком». Эта машина действительно сильно напоминала западные образцы машин, за что и впала в немилость. Вождь всех народов потребовал убрать «прозападную» машину из столицы и создать свой, советский, вариант.

Полностью избежать подражания западным образцам у советских конструкторов тогда не получилось, но созданная ими в 36-м году «М1» Сталина удовлетворила. Что же касается «ГАЗ – А», то эти автомобили были «сосланы» в регионы. Машина, доставленная в Приморье, как выяснилось, обслуживала писателя Алексея Толстого и в край прибыла в сопровождении его дворника. До 50-го года машина числилась на балансе управления сельского хозяйства крайкома партии. После списания ее приобрел житель Черниговки, мало задумываясь о том, кто и когда на ней ездил.

«Мы его десять лет уговаривали, – вспоминает Николай Алексеевич. – А он ни в какую. Старику уже 90 лет было. Благо, сын его как-то с Севера приехал и предложил нам обменять эту машину на японский джип. Мы, конечно, поменялись».

К слову, вопросы о стоимости коллекции музея у Шульжицкого вызывают неизменное раздражение. «Да что у вас за манера такая, все на деньги переводить! – едва не прервал он экскурсию вашего корреспондента. – А о сохранении истории или воспитании подрастающего поколения кто-нибудь думать будет?! Не знаю, сколько это стоит, потому что никогда и ничего не продам! Приезжал тут один японский турист, предлагал миллион долларов за довоенный японский мотоцикл. Японский музей старинных машин просил продать им первый японский джип, который у нас есть, но я отказал!»

Краевое руководство в бюджетном финансировании музея автостарины неизменно отказывает. Собиралось и держится все на голом энтузиазме директора музея. Одна эпопея с «ЗИС 110Б», принадлежавшим командующим Тихоокеанским флотом с 47-го по 90-е годы, чего стоит. Машина в первые годы после развала Союза также успела погулять по рукам, пока не оказалась в собственности местного священника. Его Шульжицкий уговорил отдать машину в музей сравнительно легко. Не разбиравшемуся в технике священнику достаточно было узнать, что автомобиль передвигается только при помощи двух кочегаров, поскольку работает на угле.

«Руки опускаются, – признается Николай Алексеевич. – У меня пенсия 2800 рублей, а все здесь приходится делать за свой счет. Два года назад мы чуть не замерзли. Я срочно позвонил одному коллекционеру в Хабаровск – приезжай забирай «Виллис» – у нас их три было. Он тут же приехал, дал нам денег на две тонны топлива, только так и спаслись. Я уже не говорю про приобретение экспонатов. Недавно хотели в Чите приобрести японский джип первых годов выпуска. Договорились о цене, а тут на нашу беду один депутат Госдумы в Читу приехал, а возил его хозяин этого джипа. Не знаю, как они там разговорились, только в итоге депутат сказал, что есть у него друг, который интересуется раритетными машинами. А через некоторое время приехали два москвича, которые еще одну цену сверх нашей за джип отдали. Нам такие расходы самостоятельно не потянуть».

Последние надежды в отношении властей директор музея возлагает на нового мэра Владивостока. Через неделю после избрания он посетил музей и остался весьма доволен увиденным. Однако до реальной помощи дело пока не дошло...

Владивосток


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как всех людей обеспечить крыльям

Как всех людей обеспечить крыльям

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

110 лет со дня рождения поэта и прозаика Вадима Шефнера

0
317
Пять книг недели

Пять книг недели

0
172
Руководство к бездействию

Руководство к бездействию

Сергей Белорусец

Стихотворные игры с поварешкой, термосом и восторженным брюнетом

0
312
Дорога к спокойствию

Дорога к спокойствию

Виктор Песенный

0
30

Другие новости