На этой неделе полпред президента в Южном федеральном округе Дмитрий Козак на совещании глав федеральных ведомств с руководством регионов юга России в Кисловодске говорил о введении внешнего финансового управления в кризисных регионах не как о возможном решении, а как о неизбежном. Присутствовавший на совещании заместитель председателя федерального правительства Александр Жуков поддержал идею Козака.
Из республик Северного Кавказа пионерами новой административно-экономической политики могут стать Ингушетия и Дагестан. Возможность ограничения экономического суверенитета субъектов Федерации заложена и в Бюджетном кодексе. Если долги региона превышают 30% его доходов, в нем можно ввести «временную финансовую администрацию». Правда, по решению суда. Новое предложение Козака упрощает ситуацию: чиновники сами решат, кому нужно помочь. Президенты кавказских республик окажутся свадебными генералами в своих удельных княжествах. Тем самым Кремль отказывается от своей многолетней политики поддержки лояльного регионального, путь даже коррумпированного и управляющего феодальными методами лидера в обмен на обеспечение им порядка и спокойствия в провинции.
«Если руководитель не может поднять экономику республики, ему необходима помощь», – так определил свое отношение к возможности введения внешнего финансового управления в регионах президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков. Однако еще месяц назад в интервью республиканскому изданию «Газета Юга» он выразил уверенность в том, что «вскоре избираемость губернаторов народом будет возвращена».
Еще более резко, чем раньше, инициативы «ростовского наместника» прокомментировал глава Ингушетии Мурад Зязиков: «Я этого просто не приемлю и считаю провокационными заявления отдельных политиков о том, что Кавказ коррумпирован». «Мы уже внешне науправлялись, одной Чечни достаточно», – заявил он.
«Решение Козака не ново, – сказал корреспонденту «НГ» руководитель общественной организации «Жизнь по праву» Аслан Псыч. – Несколько лет назад ее озвучил президент Путин. Его, по сути, программное заявление было направлено на укрепление вертикали власти. В 2000 году губернаторов изгнали из Совета Федерации, появились посредники в лице семи полпредств, унифицировано законодательство, разграничены полномочия региона и центра, запущен процесс укрупнения регионов. И каждый раз все меньше становилось полномочий, налоговой доли и финансовой самостоятельности. В сентябре 2004 года было объявлено об отказе от прямых выборов глав регионов. Теперь прямое управление регионами через представителей Центра. Очевидно, что реформы проводятся в интересах федеральной бюрократии, а возможности регионального лобби резко снижаются».
По мнению конфликтолога Арсена Мерзоева, «внешнее управление, по сути, уже введено по всей стране – через губернаторов. На Кавказе тоже все люди Москвы. Но теперь Козак, не имея возможности вытащить регион из ямы, предоставляет президенту возможность укрепить финансовую вертикаль. На самом же деле Москва в состоянии обанкротить любой регион. Раньше в центр уходила только треть налогов, теперь – две трети. В результате количество субъектов-доноров уменьшилось вдвое – с 30 до16. А если наверх будет уходить, скажем, 70% собираемых налогов! И даже без этого уже вскоре доноров станет еще меньше: регионы лишились доходов от водного налога, поступлений из 24-процентного налога на прибыль. В три раза сократились поступления в бюджеты налогов от нефтяных сборов».
В Дагестане предложение Козака восприняли по-восточному дипломатично: никак не отреагировали. Правда, обиделись. Как сообщили корреспонденту «НГ» в Минэкономразвития, в Дагестане индекс промышленного роста за год достиг 160% (в среднем по ЮФО – 110, по стране 104%), реальные доходы населения выросли на 42%, (ЮФО – 11, РФ – 7%). «И потому нам непонятно, почему в числе первых Козак назвал нашу республику, где кризис не политико-экономический, а едва ли не военно-криминальный. За эти сферы отвечают федеральные структуры. Но спрашивают почему-то с нас», – отметил источник «НГ» в руководстве Дагестана, пожелавший остаться неизвестным.
Как отмечают наблюдатели, региональные элиты постараются предпринять все от них зависящее, чтобы не допустить в свои вотчины варягов из Москвы. В частности, постараются резко снизить показатели дотационности. Часть «теневой экономики», превышающей в регионе 60%, выведут на свет и обложат налогом. Не исключено, что местных олигархов, работающих нелегально, уговорят «сброситься в бюджет».
Представляется, что наибольшую опасность для ситуации в регионе может представлять тихий саботаж обиженных и отстраненных от финансовых потоков местных политических элит. Лишенные еще и политической самостоятельности, они могут объединить свои усилия против нецелесообразной и ненужной», как оценил ее Мурат Зязиков, политики ростовского полпреда. Зато более активными «перед угрозой потери национальной самобытности» в случае «поглощения их республик более крупными субъектами страны» могут стать этнические и религиозные организации. Они и «свадебные генералы» легко найдут общий язык.