На развалины школы в Беслане по-прежнему приносят живые цветы в память о погибших.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Разочарование и удивление вызвал в Северной Осетии обнародованный вчера доклад республиканской комиссии по теракту в Беслане, которую возглавляет вице-спикер Станислав Кесаев. Представитель комитета «Матери Беслана» Элла Кесаева откровенно назвала доклад «обтекаемым». По ее словам, содержание доклада «заметно отличалось от заявлений, сделанных ранее членами парламентской комиссии». В связи с этим сегодня комитет «Матери Беслана» намерен выступить со специальным заявлением.
Накануне обнародования доклада Станислав Кесаев заявил о согласии комиссии с некоторыми выводами следствия, проводимого Генпрокуратурой. Ранее заместитель генерального прокурора Владимир Колесников заявлял о нелегитимности комиссии в связи с тем, что четверо из девяти ее членов не были избраны в новый парламент.
Общий вывод республиканской комиссии, который в самом начале своего доклада сделал Станислав Кесаев, заключается в том, что теракт в Беслане стал результатом «недоработки правоохранительных органов»: «Именно из-за этого большое количество боевиков незаметно достигает крупного международного и авиацентра, каким является город Беслан».
При этом Кесаев отметил, что комиссия не располагает данными, что в МВД и УФСБ Северной Осетии заранее поступали сведения о готовящемся нападении боевиков. Напомним, что этот вопрос активно обсуждался общественностью республики.
Как и заявлял ранее в своих интервью Станислав Кесаев, вопросов в докладе оказалось больше, чем ответов. Вчера он указал на противоречивость представленных данных от силовых структур, в том числе и по применению гранатометов, огнеметов и танков. По одним данным, 3 сентября в 21.00 в здании школы проводилось разминирование, а по другим – в это же самое время по нему стреляли из танков.
Как заявил Кесаев, представленные комиссии данные «не позволяют с абсолютной убедительностью верить и в причины взрыва, послужившего началом штурма школы 3 сентября».
В докладе делается вывод о том, что имела место несогласованность в деятельности штаба по освобождению заложников, а дозирование информации о количестве заложников повлияло на характер предпринимаемых действий. По словам Кесаева: «Непонятные действия штаба привели к тому, что родители и родственники заложников не верили в силовой вариант решения проблемы, и уже 2 сентября ими была выдвинута идея создания «живого кольца» вокруг школы, для того чтобы не допустить ее штурма силовыми структурами».
Ранее оглашение доклада несколько раз откладывалось. В первый раз – в сентябре, после того как дополнительным расследованием всех обстоятельств операции по освобождению заложников занялась Генпрокуратура. Еще раз – в начале ноября, хотя в это время доклад был фактически готов. Доклад носит полностью открытый характер и будет опубликован в местной печати.
Глава федеральной парламентской комиссии Александр Торшин заявил вчера журналистам, что для возглавляемой им комиссии очень важен доклад североосетинских коллег, поскольку над ним работали ответственные люди, которые были свидетелями этого преступления. При этом Александр Торшин не исключил, что какие-то сенсационные данные официального доклада республиканской комиссии потребуют еще изучения. Доклад федеральной комиссии практически готов и, по словам Торшина, в ближайший четверг состоится второе чтение доклада. А обнародован он будет в третьей декаде декабря.
Получить у членов федеральной парламентской комиссии комментарии по докладу республиканской комиссии, а также выяснить, почему оглашение доклада федеральной комиссии назначено на самые последние дни перед долгими новогодними праздниками, корреспонденту «НГ» не удалось.
«Все комментарии от комиссии дает лишь Александр Торшин», – заявил не назвавший себя помощник члена Совета Федерации Вячеслава Попова.
Помощник Александра Торшина Валерия Шатунова отказалась от беседы с корреспондентом «НГ», объяснив это своей занятостью, а затем и вовсе не вышла на связь.