В Республике Адыгея вновь рассматривается в суде дело об избиении сотрудниками милиции имама Соборной мечети города Майкопа.
Еще в октябре местным РУБОПом были задержаны (якобы в целях выявления ваххабитов) и избиты мусульмане – прихожане мечети, а также сотрудники Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края – имам мечети Руслан Хакиров, а также его заместитель Аскер Богус («НГ» писала об этом 27.10.05). В обоих случаях, в том числе и по решению суда, действия милиции были признаны незаконными.
Тем не менее в отместку за обращение в суд имам Соборной мечети г. Майкопа Хакиров был повторно избит своим старым обидчиком. Медицинское освидетельствование подтвердило факт избиения. Городской суд Майкопа повторно рассматривает новый инцидент. Между тем признанные виновными по первому делу милиционеры на время расследования не отстранены от своих обязанностей, имеют возможность оказывать на пострадавших психологическое и физическое воздействие.
Необоснованные преследования верующих правоохранительными органами вызывают в республике серьезное беспокойство. «Если после первого инцидента глава МВД Адыгеи Василий Смирнов принес публичные извинения, то после второго происшествия обеспокоенность выразили только правозащитные организации, – сказал корреспонденту «НГ» председатель общественного движения «Жизнь по праву» Аслан Псыч. – Население также обеспокоено, так как подобное в республике происходит впервые».
Подобные события впервые имели место в Дагестане, когда после боевых событий августа–сентября 1999 года под горячую руку милиции попадали все верующие, не подчинявшиеся официальному духовенству. Некоторое время спустя в республике началась волна террора, которую до сих пор не удается остановить. Неудачный дагестанский опыт скопировали в Кабардино-Балкарии, где до сих пор закрыты большинство мечетей. Всех, кто не подчиняется местным Духовным управлениям, считают ваххабитами, проверки и регулярная доставка таких людей в отделы милиции – привычная практика для Нальчика.
«Адыгея пошла по кавказскому пути, хотя ситуация здесь совершенно иная, – отметил «НГ» конфликтолог Арсен Мерзоев. – Среди выходцев из республики не были замечены боевики, население не замечено в симпатиях ни к сепаратистам, ни к религиозным и прочим экстремистам». По мнению Мерзоева, в Адыгее провоцируются конфликты между адыгейцами и чеченцами. Последние за несколько лет стали оказывать реальную, прежде всего экономическую, конкуренцию титульному народу.
«Провоцирование массовых драк между чеченцами и адыгейцами уже имеет место. Не исключено, что при такой тенденции возможны и погромы, аналогичные событиям в Нальчике и Астрахани, – говорит руководитель Института социальных исследований Мурад Мешхоев. – В этом прямо или косвенно участвует милиция, представители власти. Таким образом пытаются вытеснить чеченцев из республики».
Представители чеченской диаспоры в Адыгее, пожелавшие остаться неизвестными, заявили корреспонденту «НГ», что подобные провокации и избиения верующих могут привести к ответным мерам. Обращения в компетентные органы и суд не приносят результатов. Последней надеждой для них, похоже, стала защита со стороны местной организации Некомерческое партнерство «Голос», объединившей несколько общественных организаций и представляющей единственную оппозиционную властям силу.
По мнению одного из руководителей организации «Голос» Олега Цветкова, «в Адыгее повторяется общекавказский процесс оттока мусульман от официальных структур. Верующие разочарованы неграмотностью мулл, связями духовенства с коррумпированными чиновниками. В поисках истины они ищут авторитетных и честных духовных лиц, создают собственные неформальные общества. Такая ситуация воспринимается милицией как предвестник религиозного экстремизма с вытекающими отсюда последствиями в виде необоснованных арестов и проверок. Атмосфера накаляется и может спровоцировать события, аналогичные трагедии в Нальчике».
Между тем бдительность милиции никак не мешает функционированию в Адыгее действительно радикальной исламской ассоциации «Всемирный Исламский призыв» (штаб-квартира расположена в городе Триполи, Ливия). В ее уставе содержится прямой призыв к джихаду, ставится цель ввести арабский язык и теологию в школах и вузах, «привести местные законы в соответствие с исламскими требованиями». Пять лет назад Минюст России запретил ее деятельность в стране. Активисты ассоциации обещали переехать на Украину, но вместо этого сменили вывеску, учредили коммерческие организации и продолжают «оказывать гуманитарную помощь».