Порой только за решеткой солдаты понимают, к чему может привести побег из части.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В городском суде Санкт-Петербурга завершено дело по обвинению военнослужащего ЛенВО Ивана Щенёва и жителя Петербурга Андрея Волкова. Они признаны виновными в убийстве, а также в попытке совершения побега из помещения гарнизонной прокуратуры, где они находились под стражей. Ивану Щенёву назначено наказание в виде лишения свободы сроком 12 лет и 6 месяцев, Андрею Волкову – 11 лет. Оба будут отбывать наказание в исправительной колонии строгого режима.
═
Щен и Волк
═
Уроженец города Дзержинский Московской области 19-летний Иван Щенёв был призван в армию в декабре 2002 года. Иван из неполной семьи: об отце, бросившем семью, где, кроме Ивана, было еще трое несовершеннолетних детей, ничего не знал, а мать состояла на учете в психоневрологическом диспансере. Первый год отслужил нормально, часть была достаточно спокойной. Сослуживцы сразу же придумали ему кличку Щен – то ли по первым буквам фамилии, то ли за то, что молодой еще.
В октябре 2003 года пришло письмо из дома. В нем тетка сообщала, что у матери очередной нервный срыв и она лежит в «психушке». Щенёв сорвался и ушел в самоволку. Сослуживцам, которые одолжили ему «гражданку», сказал, что только сбегает в город за сигаретами. Но в часть так и не вернулся.
Ближе к вечеру недалеко от станции метро познакомился с двумя бомжеватыми парнями. Один назвал себя Волком (это и был Андрей Волков), второй представился как Люс – Валерий Алюсов из Казахстана. У Волка, по его словам, была питерская прописка и среднее образование. Алюсов же, по его признанию, уже «имел три ходки».
Новые «друзья» предложили подзаработать на разгрузке фур. Щенёв согласился. Недели две этим и занимались. Днем разгружали большегрузные машины, вечером пропивали заработанное (иногда, впрочем, с ними и расплачивались спиртом или паленой водкой). Ночевали в каком-то заброшенном помещении. Только на суде Иван узнал, что это было здание очистных сооружений на территории депо. И такую жизнь вела не только упомянутая троица.
Здесь обитали ватаги бомжей и гастарбайтеров, «снимавшие» полки в пассажирских вагонах, загнанных в тупик. Молдаване, узбеки, киргизы сотнями «квартировали» в таких плацкартных вагонах, платя мзду по 350 рублей за полку в сутки. В случае если ОМОН собирался нагрянуть с проверкой, то об этом становилось известно заранее, и вагоны прямо с людьми цеплял тепловоз и отгонял в некий «хитрый» тупичок. Дружки сразу предупредили Ивана, чтобы по ночам носа не высовывал на территорию депо. Мол, сюда даже милиция ночью боится ходить: драки с поножовщиной и даже стрельбой здесь – обычное дело.
═
Убийство на троих
═
10 ноября 2003 года троица снова «гудела» в своем обжитом углу. Пили разведенный спирт. Без закуски. Часов в восемь вечера кончилось курево, решили «стрельнуть» у прохожих. Вышли на неосвещенную улицу. Люс не удержался на ногах и упал, тут же об него кто-то споткнулся. Оказалось, случайный прохожий. Люс выматерился и потребовал у незнакомца сигарету. Прохожий ответил, что не курит, а Волк вдруг предложил незнакомцу выпить. На свою беду, прохожий, кстати, весьма прилично одетый, согласился. По дороге Алюсов шепнул Щенёву, что «мужика надо замочить». Когда пришли в помещение, Иван первым ударил чугунной сковородой, потом еще раз и еще, пока мужчина не упал. Волков, в свою очередь, несколько раз ударил незнакомца лопатой. Алюсов добил гостя куском деревянного бруса.
Убитого сбросили тут же, в канализационный люк. Перед этим предусмотрительно достали из его кармана паспорт и сожгли. Позже следствие смогло восстановить по сгоревшему документу лишь имя его владельца – Владимир. Дело, скорее всего, так и зависло бы «глухарем», если бы не одно неожиданное обстоятельство.
Несмотря на совершенное убийство, компания и дальше продолжала обитать в привычном месте. Кстати, двое рабочих ночной смены видели всю сцену убийства, но не стали вмешиваться в «разборки бомжей»: в депо это делать не принято, да и опасно. Троица покинула свой угол лишь после того, как по помещению распространился тошнотворный запах. Тогда решили на время разбежаться. Иван Щенёв пришел обратно в родную часть, где про него уже успели забыть и даже сняли со всех видов довольствия.
═
Явка с повинной
═
К уголовной ответственности дезертира Щенёва не привлекли. Видимо, повлиял тот факт, что солдат добровольно вернулся в часть. Командование просто решило перевести его в другое подразделение. На новом месте Иван Щенёв прослужил несколько месяцев. Когда до увольнения в запас оставалось всего пять месяцев, он в один из летних дней – 25 июля 2004 года – опять оставил часть. На попутках добрался до Питера, где сразу нашел своих старых «друзей» Волка и Люса. И все пошло по-старому: днем шабашили, вечером пили до полусмерти, только в другом закутке.
Правда, с некоторых пор Иван все больше думал о совершенном убийстве. Водка уже не помогала забыть ту страшную ночь. И он пошел в милицию, где во всем признался. Так все трое очень скоро оказались в СИЗО. Но на этом «приключения» не закончились. В ходе следствия 1 апреля 2005 года Волков, Алюсов и Щенёв попытались совершить побег из гарнизонной прокуратуры.
Попросили конвойного, которым оказался курсант Военного института физкультуры Александр Корнилов, отвести их в туалет. Войдя в туалетную комнату, Волк и Люс неожиданно напали на курсанта, пытаясь свалить его с ног и вырвать автомат. Щенёв в это время держал двери. Однако конвойный оказал сопротивление и смог позвать на помощь. Трое подследственных выпрыгнули из окна второго этажа во двор прокуратуры. Корнилов открыл огонь. Двое после этого не смогли двигаться, а Иван Щенёв, получивший легкое ранение, сумел спрятаться в одном из дворов, где почти сразу был обнаружен офицерами прокуратуры и сотрудниками ОМОНа. На этом похождения преступной троицы закончились. Валерий Алюсов скончался в тюремной больнице от хронической пневмонии за девять дней до суда. Щенёв и Волков отправлены в места лишения свободы.
Курсант Александр Корнилов за мужественные действия в нештатной ситуации представлен к награде Министерства обороны РФ.
═
Санкт-Петербург