Первую свою гитару Николай Логинов сделал из полированной столешницы.
Фото автора
По мнению женщин, Николай Николаевич Логинов – один из самых импозантных мужчин в томской обладминистрации. Работает он в департаменте международных и региональных связей, отвечает за международный дипломатический протокол. Он отличный переводчик, в чем могли убедиться трое немецких послов, побывавших в Томске.
Кроме хорошей работы у него благополучно и все остальное: семья, автомобиль, новая квартира в хорошем районе – такая, в которую не стыдно пригласить «статусных» гостей. Правда, людям, впервые посетившим его квартиру, может показаться странным, что при существующем в семье материальном достатке многое в квартире сделано его собственными руками. Не потому, что денег было жалко на специалиста, просто приятнее что-то делать самому.
Впрочем, кого сегодня удивишь хорошей работой, квартирой, да в конце концов – и работой в доме? Более странно другое, то, о чем даже не догадываются коллеги по работе. Эту часть своей жизни Николай Логинов не афиширует, хотя по праву мог бы ею гордиться. Он на профессиональном уровне занимается изготовлением и реставрацией гитар. Например, белую электрогитару, которую он подарил сыну на день рождения, никак не отличить от инструмента известной американской фирмы «Фендер». В ней все, за исключением струн, сделано его собственными руками.
Ну, казалось бы, что здесь скрывать, тем более что делает он это не для заработка, а, как говорится, исключительно из любви к искусству, делая подарки для друзей? Тем не менее немалых мучений стоило мне уговорить его рассказать о своем хобби.
Николай рассказал, что началось все в середине 60-х, в 8-м классе. Увидел фотографию Битлов, переснятую тысячу раз, на которой – молодые симпатичные парни держат в руках ослепительно красивые блестящие инструменты. Увидел гитары и заболел. «Я хочу сделать такую же, – поставил он себе задачу, – хочу, чтобы в школе был свой ВИА!» Он, кстати, ходил в местную музыкальную школу, учился игре на баяне. Но бросил. Нудные упражнения – не для мальчишки. Хотелось результата быстрого, эффектного. Казалось, что игрой на гитаре этого добиться легче всего.
Для поселка Первомайского желание сделать гитару, тем более создать вокально-инструментальный ансамбль, по тем временам было абсолютно фантастическим. В местном сельпо не было даже простой дешевенькой акустической гитары, а уж тем более струн или нот. В сельской школе, естественно, не было денег, чтобы закупить дорогостоящие инструменты для инструментального ансамбля.
Желание сделать самостоятельно инструмент оказалось почти маниакальным. Николай сидел на уроке литературы, опустив голову, и рисовал контур будущей гитары. О пропорциях и требованиях к инструменту – ни малейшего понятия. Первый опыт оказался, как у Хоттабыча, который сотворил неработающий телефонный аппарат.
Битловский неофит стащил где-то полированную столешницу (ведь она блестящая, как гитары у любимого ансамбля), вырезал корпус. Чего это стоило без соответствующего оборудования, можно только представить. Наконец инструмент готов. Но┘ повело гриф – сказалось то самое незнание требований к инструменту и материалу. В отчаянии Николай разбил гитару вдребезги. Но через две недели желание самостоятельно сделать инструмент взяло свое. С двоюродным братом добыли плаху доски-«сороковки» и вырезали из нее два корпуса – каждый делал инструмент отдельно. Лады делали из алюминиевой проволоки.
А тут, о радость, в поселок привезли акустические гитары! Пошел к родителям просить денег – 7 р. 30 коп. – на гитару. Выбирать инструмент не умел, да и не представлял, что его нужно выбирать. Пришел в магазин, дайте, мол, гитару. Счастливый, ехал из сельпо на велосипеде «без руля» и бренчал на новом инструменте.
Играть не умел, аккордов не знал. Знакомых, едущих в Томск, просил: привезите оттуда хотя бы два аккорда. Гитарой был одержим. Сидел на уроках, а думал о гитарных тембрах. Обучение игре шло параллельно с созданием ансамбля.
Сегодня Николай Николаевич – зрелый мастер, сделал и отреставрировал около тридцати инструментов, параллельно сделал несколько акустических систем. Одна из его гитар до сих пор звучит в баре в Германии.
Впрочем, себя он по-прежнему считает любителем. По его мнению, настоящий «томский левша» – Владимир Микушов, с которым он познакомился в Томске. У него он многому научился, а главное, требованиям, необходимым для создания гитары. Для любимого дела есть мастерская, рядом с гаражом, и сложный инструмент.
═
Томск