В Приморье зреет очередная вспышка социального недовольства. К проведению акций протеста готовятся так называемые челноки. Они могут потерять заработки из-за того, что значительно сужается пропускная способность туристических компаний, занимающихся организацией групповых поездок в Китай.
Первыми пострадали 15 туристических компаний Приморья, которые решением Межведомственной комиссии Ростуризма с 1 декабря 2005 года исключены из числа участников Соглашения о безвизовом обмене туристами между Россией и КНР. От распределения самого лакомого куска туристического пирога в крае отстранены наиболее крупные туроператоры края. В Приморье обратили внимание на то, что мотивировочная часть решения Межведомственной комиссии весьма туманна и претензии к приморским компаниям неясны.
В официальных комментариях чиновников Ростуризма и заместителя председателя Межведомственной комиссии Игоря Введенского говорится о каких-то нарушениях в отношении китайских граждан, прибывающих на территорию края в качестве туристов. Но конкретные факты нарушений не приводятся. Источники в приморских туристических компаниях утверждают, что таких фактов просто нет, а весь сыр-бор крутится вокруг финансового контроля над китайским туристическим направлением. Мол, решение Межведомственной комиссии пролоббировано конкурентами, которые давно пытаются приручить приморские компании, работающие с Китаем.
Компании-«отставники» пока пугают обывателей возможным повышением расценок на безвизовые поездки в Китай. Но свято место, как говорится, пусто не бывает. Организацией турпоездок займутся либо московские компании, либо их филиалы. Если на сегодня действительно кто-то пострадал, то это скорее солидная часть политической элиты края, которая стоит за туристическими компаниями.
Кстати, бумаги с соответствующими предупреждениями из Ростуризма, по информации источников «НГ», к губернатору поступили несколько месяцев назад, но Сергей Дарькин почему-то не придал им серьезного значения. Теперь он будет вынужден обратить на них внимание, и сдается, что в противостоянии московских и приморских чиновников стороны все-таки придут к компромиссу, а приморские компании вновь вернутся на туристический рынок Китая. Не исключено, кстати, что платой за этот компромисс как раз и станет повышение расценок на безвизовые туристические поездки. Все будет зависеть от авторитета приморского губернатора в Москве, усиленного в крае очередными протестными акциями – теперь уже челноков.
Владивосток