Ситуация на Северном Кавказе по-прежнему похожа на глубинный пожар, который может вырваться наружу уже в обозримом будущем. Чтобы этого не произошло, необходимо в принципе изменить подходы в кавказской политике.
Интеграционные процессы, которые в настоящее время происходят в стане сепаратистов, могут привести к появлению движения типа палестинского ХАМАСа. Еще два года назад на Кавказе существовало несколько центров и сепаратисты были разрозненны. Многие из них знали друг о друге только из сообщений СМИ. Теперь же началась их интеграция. Если эти процессы будут идти такими темпами, как сегодня, то такое движение может быть создано в ближайшие пять–семь лет. Ведь на Северном Кавказе практически не осталось республик, в которых не было серьезных выступлений оппозиции.
Самый свежий пример – недавние события в Кабардино-Балкарии. Ситуация в этой республике давно вызывала озабоченность со стороны наблюдателей. Многие кабардинцы вступали в джамааты, так продолжалось не один год. Учитывая менталитет народов, населяющих КБР, руководству республики «нужно было очень постараться», чтобы эти люди взялись за оружие. Хотя это произошло не без внешнего воздействия. К сожалению, в политике Кремля на Кавказе до сих пор не хватает системного менеджмента.
Попытки полпреда президента в Южном федеральном округе поставить вопрос о выработке целостной кавказской политики пока не находят должного понимания в Кремле.
На ситуацию в Чечне оказывают воздействие около 17 федеральных министерств и ведомств, но согласования межведомственных позиций на горизонтальном уровне как не было, так и нет. Когда я работал с первым президентом Чечни Ахмадом Кадыровым, в одной из аналитических записок президенту Чечни приводил такой пример. Накануне нового учебного года потребовалось решить вопрос о выводе отряда ОМОНа из одной школы. Взаимоотношения между Ахмадом Кадыровым и тогдашним руководством МВД России были достаточно напряженными, если не сказать – конфликтными. Решение о выводе ОМОНа из школы пришлось принимать президенту России.
Все это усугубляется отсутствием спроса со стороны властей на независимую экспертизу. Меня удивляет, что за пятнадцать лет федеральный Центр не провел ни одного фундаментального эмпирического исследования. В результате федеральная власть совершает на Кавказе множество элементарных ошибок. Вот яркий пример. В дни годовщины бесланской трагедии в Москве появились растяжки «Беслан, Москва с тобой», но я не видел ни одной растяжки «Грозный, Москва с тобой» или «Нальчик, Москва с тобой». Это непонимание или имперская политика «разделяй и властвуй»?
В глазах общественного мнения на Северном Кавказе эти вещи воспринимаются как система «свой–чужой». Точно так же происходит с организацией выплаты компенсаций жертвам террора. Суммы компенсаций жителям Беслана, пострадавшим от теракта, были в разы больше, чем чеченцам, пострадавшим от военных действий и лишившимся своего имущества. А блокпосты на федеральной трассе «Кавказ»! Практически на каждом из них военные осуществляют поборы.
Универсальный принцип, который должен быть положен в основу политики России на Кавказе, заключается в признании ценности прав человека, прежде всего свободы предпринимательства.
Даже в таких не самых демократических странах, как Турция, Сирия или Иордания, за 100 лет существования там чеченской диаспоры ни один из чеченцев не был осужден по обвинению в уголовном преступлении. Почему? Никто из представителей власти в этих странах не помешает открыть магазин, ни один полицейский даже не подумает обложить мелкий бизнес данью.
Сейчас же во всех республиках Северного Кавказа преобладает государственная собственность в сфере экономики. Именно поэтому реализация закона о местном самоуправлении тут встречает сопротивление со стороны местных властей. Но пока чиновник будет управлять и владеть местной экономикой, на Кавказе будет продолжаться борьба за власть, будут возникать условия для роста сепаратизма.
Например, экспорт фундука и грецкого ореха из Чечни может дать около 40 млн. долл. в год. Однако проблема заключается в том, что на эти экономические потоки всегда находятся чиновники, желающие их контролировать.
Между тем именно на Юге России ментальность его жителей такова, что они наиболее восприимчивы к экономической свободе предпринимательства. Именно поэтому Кавказ никогда не голодал, даже во время войн. Сейчас же многие люди голодают. Это связано с отсутствием нормальной системы землепользования, условий для предпринимательства.
Для преодоления системного кризиса на Северном Кавказе федеральному Центру необходимо дать простор частной инициативе, поддержать местное самоуправление. Как ни парадоксально, но именно в северокавказских республиках имеются необходимые культурные условия, чтобы превратить этот регион в площадку для реализации идей интеграции европейского плана. Для этого надо дать право на самоуправление на уровне общин и разработать серьезную программу формирования инструментов и институтов, дающих людям возможность самореализоваться.