С лица Нургалиева, прибывшего на секретное заседание парламента, не сходило выражение глубокой озабоченности.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Ситуацию в республиках Северного Кавказа Государственная Дума обсудила вчера с главой МВД Рашидом Нургалиевым, генеральным прокурором Владимиром Устиновым, замдиректора ФСБ Александром Брагиным, а также полпредом президента в ЮФО Дмитрием Козаком и вице-премьером российского правительства Александром Жуковым. Эта часть пленарного заседания нижней палаты проводилась в закрытом режиме.
Выяснилось, что депутатов заранее предупредили о высокой степени секретности предоставляемой им информации. По выражению спикера Думы Бориса Грызлова, «на закрытых заседаниях оглашаются сведения с грифом «секретно», именно этот уровень информации и был доведен до сведения депутатов». Впрочем, лидер партии «Родина» Дмитрий Рогозин предположил: «Когда Думе нечего сказать, она свои заседания секретит».
И действительно, большинство выходивших к прессе депутатов недоумевали – ничего нового по сравнению с тем, что можно было узнать из СМИ, они от силовиков не услышали. По мнению думцев, самый проработанный доклад был произнесен Нургалиевым, который, как указала первый вице-спикер Любовь Слиска, «вскрыл не только следствия, но и причины происходивших событий». Правда, по словам депутата из ЛДПР Алексея Митрофанова, о боевых действиях в Нальчике собравшиеся говорили не слишком много: по его оценке, не более четверти потраченных на мероприятие почти трех часов. Митрофанов, в частности, пожаловался на то, что «Жуков называл цифры как обыкновенный кассир, так что доклад правительства был откровенно удручающим». «Никаких политических концепций изменений на Северном Кавказе ни один из докладчиков не представил», – пояснил депутат.
Лидер КПРФ Геннадий Зюганов в думских кулуарах сделал вывод о том, что «Нальчик – это не просто терроризм, это искры гражданской войны». Главный коммунист уверен, что «в Нальчике было хорошо организованное выступление тех, кто недоволен действиями власти, – под руководством боевиков». Коммунисты полагают, что усиленным финансированием Северного Кавказа проблему не решить.
С ними согласны и другие думские фракции, в том числе и некоторые представители «Единой России». Например, первый заместитель председателя комитета по безопасности Михаил Гришанков отметил, что причиной терроризма на Кавказе являются «клановая борьба и коррупция».
Присутствовавший на закрытом заседании нижней палаты зампредседателя Совета Федерации Александр Торшин дал в кулуарах нижней палаты, наверное, один из самых развернутых комментариев. Он заявил, что «силовики не гарантировали, что новых терактов не будет», а это значит, по его словам, что «надо быть более бдительными». Глава парламентской комиссии по Беслану напомнил, что год назад целью террористов было «развязать войну между Северной Осетией и Ингушетией, но у них ничего не вышло». Поэтому, сказал Торшин, «им нужно было восстановить свою репутацию».
В то же время сенатор дал понять, что результатом акции в Нальчике можно считать победу боевиков, потому что «к ним пришли молодые люди и они знали, что они идут на смерть, но все-таки пошли». По мнению Торшина, «пошел какой-то новый цикл». Он уверен, что «полагаться только на силовиков и все замкнуть на них – это путь тупиковый» а парламент «не справляется с законодательной работой по противодействию терроризму».