Контртеррористическая операция в Чеченской Республике, по мнению руководства проводящих ее федеральных сил, переходит в новую фазу.
По словам командующего Объединенной группировкой сил (войск) в Чеченской Республике (ОГВ) генерал-полковника Аркадия Еделева, «активные и целенаправленные действия силовых структур в Северо-Кавказском регионе в значительной степени нарушили существовавшую ранее структуру управления бандгруппами, нанесли определенный урон материально-техническим и людским ресурсам боевиков. Поэтому террористическая активность боевиков стала носить фрагментарный характер». По словам генерал-полковника, «действия участников контртеррористической операции сосредоточены сейчас на нейтрализации деятельности наиболее одиозных полевых бандглаварей, а также на выявлении, предупреждении и локализации угроз, связанных с возможной подготовкой и совершением крупномасштабных диверсионно-террористических акций», – подчеркивает генерал.
Как утверждает Аркадий Еделев, на территории Чечни действуют «предположительно свыше 70 незаконных вооруженных формирований, которые насчитывают около 800 боевиков. Примерно 700 из них находятся в непосредственном подчинении Басаева, Умарова и Садуллаева, а 100 – иностранные наемники». Генерал утверждает, что пополнение бандгрупп идет за счет вовлечения туда молодежи. Главные мотивы – религиозный и материальный фактор. В республике – безработица, а у боевиков есть деньги, за которые и вербуется молодежь. А распространение религиозного экстремизма по-прежнему, как признают наши спецслужбы, также активно финансируется из-за рубежа.
Боевики изменили свою тактику – они все чаще прибегают к минированию маршрутов движения войсковых колонн, обстрелам из укрытий подразделений и объектов федеральных сил. «Цель боевиков – терактами и диверсиями нанести как можно больший урон объектам инфраструктуры северокавказских республик», – отмечает Аркадий Еделев.
На 800 участников незаконных вооруженных формирований (НВФ) в Чечне приходится почти в 100 раз больше представителей силовых структур. Федеральный Центр по-прежнему дислоцирует в Чечне группировку почти в 70 тысяч военнослужащих и милиционеров.
Пропорции, что называется, говорят сами за себя. Однако солдаты, спецназ и милиционеры зачастую оказываются неспособными контролировать ситуацию и обеспечивать общественную безопасность в республике. По-прежнему гибнут как мирные, так и военные люди, имеют место похищение людей, многочисленные подрывы и теракты. По данным РОШ, за шесть месяцев 2005 года в Чечне зарегистрировано более 80 преступлений, связанных с похищением людей. А по данным Минобороны РФ, только по его ведомству за 8 месяцев 2005 года на территории Чечни при исполнении служебных обязанностей погибли 74 и пропали без вести пятеро военнослужащих ВС РФ. Аналогичных открытых данных по сотрудникам милиции, ФСБ и представителям других силовых структур не имеется. Между тем несложно предположить, что их суммарные боевые потери не меньше, чем в Минобороны РФ, поскольку основная тяжесть по проведению контртеррористических операций ложится сейчас на внутренние войска МВД РФ и спецслужбы.
Хотя глава МВД Рашид Нургалиев как положительную тенденцию отмечает тот факт, что в 2005 году по этим войскам в два раза снизился уровень боевых потерь личного состава. «Кроме того, отмечается снижение количества подрывов более чем на 50%, при этом потери личного состава уменьшились почти в три раза», – отмечает он. Опуская конкретные цифры по этой статистике, представители МВД довольно подробно сообщают, как они успешно борются с боевиками.
По данным генерал-полковника Аркадия Еделева, за 8 месяцев 2005 года в Чечне уничтожен 231 боевик, среди которых 6 лидеров высшего звена, 13 главарей бандформирований и 23 эмира. Также, по его словам, «с начала года задержаны 15 главарей бандформирований и 11 эмиров». Арестованы 890 участников НВФ. Кроме того, по данным главы РОШ, с января по август удалось предотвратить 160 диверсионно-террористических актов со стороны боевиков. Были уничтожены 21 бандитская база и 1143 тайника, изъято пять переносных ракетных комплекса и обезврежено более 600 взрывных устройств.
Поскольку тяжесть контртеррористических операций легла на ВВ МВД, то именно эти войска и надо бы комплектовать профессионалами. Однако, по словам главы МВД Рашида Нургалиева, перевод дислоцированной в Чечне 46-й бригады ВВ МВД РФ на контрактную основу планируется лишь к концу 2005 года. А элита войск – 15 и 25-й отряды специального назначения ВВ, на которые и приходятся основные спецоперации в республике, будут переведены на профессиональную основу еще позже – лишь к началу 2007 года.
О том, что роль внутренних войск в Чечне усилится, говорит еще и тот факт, что до 1 декабря 2005 года в республике будут переданы от Минобороны в ведение ВВ последние 4 комендатуры, дислоцированные в горной местности. Таким образом, во всех 19 районах Чечни ответственность за безопасность будет полностью переложена на внутренние войска. И, конечно, если бы этим делом занимались профессионалы, а не солдаты срочной службы, то отдача здесь была бы больше.