В екатеринбургской городской Думе прошли депутатские слушания, на которых самым серьезным образом были проанализированы причины массового загрязнения воды и воздуха. Из докладов, прозвучавших на слушаниях, картина вырисовалась удручающая: Екатеринбург уже около двадцати лет входит в число наиболее загрязненных городов России, что делает проживание в нем небезопасным.
При этом каких-либо заметных сдвигов к лучшему не видно. В частности, в середине сентября на протекающей по городу реке Исети было обнаружено многокилометровое нефтяное пятно, которое течением снесло в Нижнеисетский пруд. Содержание в воде нефтепродуктов превысило предельно допустимые нормы в тысячи раз. Природоохранной прокуратурой было возбуждено уголовное дело по ст. 247 УК РФ, однако установить источник загрязнения правоохранительным органам до сих пор не удалось. По словам руководителя прокуратуры Кирилла Ершова, пока идет следствие, он не готов говорить о происхождении пятна, как, впрочем, и о последствиях для окружающей среды.
Не смогли прояснить картину и в Ростехнадзоре: начальник отдела Вера Смышляева сообщила корреспонденту «НГ», что «мы не занимались этой проблемой, но мы в курсе дела: наша лаборатория выезжала на место и брала пробы». Вера Смышляева затруднилась сказать, каким образом нефтепродукты попали в воду, но подчеркнула, что реке нанесен огромный вред.
Между тем Екатеринбуржцам остается утешаться тем, что из Нижнеисетского пруда, куда попало нефтяное пятно, не ведется водозабор для коммунальных нужд.
Впрочем, и Верхнеисетский пруд, из которого обеспечиваются питьевой водой жители нескольких районов города, не отвечает никаким санитарным нормам, потому что рядом находится станция Свердловск-сортировочный, где периодически происходит разлив нефтепродуктов, которые стекают в водоем. Экологи множество раз обращали внимание властей на дохлых рыб и птиц в пруду, но, судя по словам санитарных врачей, принципиально ничего не меняется: вода, льющаяся из кранов горожан, имеет либо химический, либо болотный запах.
В городе, конечно, имеется экологическая программа, но на ее осуществление нужны сотни миллионов рублей, а городская администрация, как считают некоторые депутаты, тратит на благоустройство Екатеринбурга слишком незначительные средства даже по сравнению с соседними городами. Это видно хотя бы по тому, что далеко не везде в общественных местах стоят урны и нерегулярно вывозится мусор, а также по отсутствию поблизости мусороперерабатывающего завода. Невысока и культура как городских обывателей, так и промышленных предприятий, загрязняющих окрестные водоемы. Природоохранный прокурор Кирилл Ершов считает, что нужно ужесточать санкции за загрязнение окружающей среды: по его мнению, «только показательная порка сможет переломить психологию екатеринбуржцев».
Не лучше обстоит дело с качеством питьевой воды и в целом по Свердловской области: недавно наблюдалась вспышка серозного менингита в Североуральске. Врачи подозревают, что причиной заболевания могла стать водопроводная вода. Получается, менталитет менталитетом, но и трубы надо менять вовремя.
Екатеринбург