В Северске Томской области прошел двухдневный региональный семинар, посвященный итогам десятилетнего российско-американского сотрудничества по программе обеспечения сохранности ядерных материалов на Сибирском химическом комбинате.
Американскую сторону представлял Дэвид Хайзенга, ответственный сотрудник Министерства энергетики США. Российскую – директор Сибирского химического комбината Владимир Короткевич. Они дали пресс-конференцию.
За десятилетие сотрудничества с США на Сибирском химкомбинате было осуществлено 90 проектов, которые охватывали все области сохранности ядерных материалов (учет, контроль, их физическую защиту, обеспечение сохранности в процессе их перемещения, как внутри производства, так и за его пределами, обучение персонала комбината, а также комплекс работ, связанный с военными частями, обеспечивающими сохранность материалов).
Как заявил Владимир Короткевич, на осуществление всех проектов американские налогоплательщики выложили 22 миллиона долларов.
Журналистов больше всего интересовало: не нарушаются ли интересы российской безопасности вторжением американцев в столь чувствительную сферу национальной обороны?
Как заявили американский гость Дэвид Хайзенга и заместитель генерального директора по вопросам безопасности Евгений Корнев, у обеих сторон есть полное понимание, что и у американцев, и у русских есть места на производстве, куда иностранцам вход строго заказан. И это не вызывает никаких проблем, никаких нареканий. Все строится на взаимопонимании и доверии, которое выработалось между профессионалами за годы сотрудничества. Если есть необходимость, то, например, американцы просят работников комбината сделать фотоснимок установленных систем контроля – для отчета перед Конгрессом.
Как подчеркнул сотрудник Министерства энергетики Дэвид Хайзенга: «Арест Евгения Адамова никак не повлиял на сотрудничество с Сибирским химическим комбинатом. Конечно, мы с интересом наблюдаем за всем этим. Но у нас есть четкое понимание важности работы, ведущейся в области обеспечения сохранности ядерных материалов. Фонды, отпущенные на это американским Конгрессом, как мы убедились в эти два дня, расходуются правильно, по назначению».
Самый главный итог российско-американского сотрудничества за десятилетие состоит в том, заявил Дэвид Хайзенга, что «мы укрепили безопасность мира».
Томск