Рисунки древних художников на камне таят еще много загадок.
Фото автора
Вопрос о разработке комплекса мер по сохранению и разумному использованию «бесовых следков», как называют в Карелии выбитые на скалах рисунки древних художников, поднял в обращении к главе Карелии Сергею Катанандову известный в регионе ученый, бывший директор Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН Юрий Савватеев. Особое внимание он обратил на широкие возможности вовлечения в туристский оборот «коллекции» беломорских петроглифов, расположенных в низовье реки Выг.
Традиция нанесения и почитания рисунков на камне зародилась около 40 тысяч лет назад. Они известны на всех обитаемых континентах, в 120 странах мира, где зарегистрировано до 140 тысяч участков с наскальными изображениями, в которых насчитывается примерно 35 миллионов отдельных фигур и знаков. Открытые на территории Карелии скопления петроглифов относятся к концу V – началу IV тысячелетия до н.э. Они отражают стадию донаучного мифологического знания, являясь своего рода протописьменностью, в символике коей художники каменного века выразили свое мировосприятие.
Всего на онежском и беломорском участках в Карелии выявлено около 4 тысяч рисунков, выдолбленных древними мастерами на гладких скалах, близких к самому урезу воды. По решению ЮНЕСКО эти естественные художественные галереи включены в список 100 памятников мирового значения, находящихся под угрозой исчезновения.
Угрозу им представляют и природные факторы (дождь, снег, ветер), и любые механические воздействия со стороны человека. Даже обычное хождение по наскальному полотну многочисленных экскурсионных групп заметно изнашивает «листы каменной книги». Не говоря уже о вандализме – нынешним летом в урочище Залавруга под Беломорском на каменной поверхности с петроглифами были обнаружены следы маслянистой жидкости.
Идеальным вариантом для сохранности петроглифов было бы установление на участках с рисунками в Залавруге, на острове Ерпин Пандас и других островках крытых павильонов, подобных тому, что был установлен еще в начале 1960-х на скале Бесовы Следки. Но с учетом обширности территорий такая затея выглядит весьма затратной.
«Я предлагаю соорудить над скоплениями рисунков небольшие чумы, способные прикрыть их от внешних воздействий, – сказал «НГ» Юрий Савватеев. – Есть и другие продуктивные идеи защиты петроглифов, например, покрытие их прочной прозрачной пленкой или устройство над ними своеобразных смотровых «ящиков». Но для начала нужно решить, кто же станет условным «хозяином» этих памятников федерального значения, на кого будет возложена ответственность за их сохранность, кто будет платить за цивилизованное обустройство территорий и, возможно, получать доходы от показа объектов туристам».
В ответ на высказанные Савватеевым замечания министр культуры и по связям с общественностью Карелии Галина Брун предложила ему самому взяться за разработку программы «Петроглифы Беломорья: сбережение, изучение, использование». О выделении денег на программу речи пока не идет.
═
Петрозаводск