Каждый десятый кубометр российской экспортной древесины уходит за рубеж нелегально. Эта проблема обсуждалась на прошедшем в Иркутске совместном заседании коллегий Сибирского и Дальневосточного таможенного управлений.
«Россия находится в первой пятерке государств по объемам экспорта древесины, но занимает лишь одиннадцатое – по поступлениям средств в бюджет от продажи леса. Мы на международный рынок вывозим больше всех, но зарабатываем меньше всех», – так прокомментировал сложившуюся ситуацию заместитель начальника главного управления организации таможенного контроля ФТС России Андрей Коровин.
Только в одном Сибирском федеральном округе, по словам начальника Сибирского таможенного управления Олега Бегинина, из десяти миллионов кубометров древесины, направленной на экспорт, один миллион в прошлом году прошел нелегально. «Умножьте эту цифру примерно на 70 долларов, и вы получите сумму ущерба», – так ответил на вопрос корреспондента «НГ» Олег Бегинин.
Как заявил Андрей Коровин, сейчас тем, кто торгует ворованным лесом, гораздо выгоднее это делать, чем вкладывать свои ресурсы в развитие лесопромышленного комплекса: «С этим не мирились и мириться не будем. Мы выстроим грамотную политику в сфере таможенного контроля за лесоэкспортом».
В течение последних лет, как отметили участники совещания, уже принят ряд мер, направленных на решение проблем экспорта лесопродукции. Так, последовательно сокращается количество мест загрузки, поскольку таможенники физически не могут проконтролировать все имеющиеся площадки. В Сибирском федеральном округе, как сообщил Олег Бегинин, их насчитывалось более 600, причем половина этого количества приходилась на Иркутскую область. Сейчас их стало примерно вдвое меньше.
В зоне деятельности Иркутской таможни проводится эксперимент по внедрению электронной системы учета лесоматериалов, здесь с 1 ноября каждое бревно будет маркироваться пластиковой биркой со штрихкодом. Если новация окажется удачной, то будет распространена по всей стране.
Следующим шагом по наведению порядка должна стать организация лесных бирж, как это принято в цивилизованных странах. Иркутск и здесь, как отметил Андрей Коровин, оказался впереди лесных регионов России, так как здесь уже создана биржа, теперь на очереди Дальний Восток.
Иркутск