Со времен Шамиля кавказцы отказываются признавать над собой власть Москвы.
Репродукция картины Н.Пиросмани 'Шет помогает кн. Барятинскому поймать Шамиля'
Руководители регионов Северного Кавказа начали открытую и активную кампанию по противодействию «коварным» замыслам президентского полпреда Дмитрия Козака о введении внешнего управления в дотационных регионах Юга России. Логика этой идеи полпреда совершенно ясна и оправданна: если Москва выплачивает региону до 80–90% всего объема местного бюджета, то она вправе ожидать в ответ лояльности и поддержки своей политики. Но руководители регионов имеют на этот счет особое мнение.
Вчера президент Чечни Алу Алханов отметил год со дня своей инаугурации. В этой связи в Грозном появились растяжки, напоминающие об этой дате, с портретами Алханова, премьер-министра Сергея Абрамова и первого вице-премьера Рамзана Кадырова (последнему, кстати, вчера исполнилось 29 лет). Сам Алу Алханов, выступая перед журналистами, заявил, что Чечня продолжает настаивать на передаче лицензии на добычу в республике нефти «Грознефтегазу» и выразил резкое несогласие со сложившимся мнением о том, что Чечня является высокодотационным регионом. «Бюджет Чечни составляет 10 миллиардов долларов, – подчеркнул Алханов, – а стоимость добываемой ежегодно чеченской нефти – 15 миллиардов. И разговоры о том, что мы сидим исключительно на дотациях и иной помощи, являются неправдой». Это, по сути, открытый вызов Дмитрию Козаку.
Заметим, что ранее заявил о «нецелесообразности» введения внешнего управления глава Ингушетии Мурад Зязиков. И это при том, что Ингушетия занимает второе – после Тувы – место в списке самых дотационных регионов (доля трансфертов в бюджете – 88,3%). Не случайно именно Ингушетию и Дагестан назвал в числе кандидатов на внешнее управление Дмитрий Козак на совещании в Кремле 23 сентября с.г. Впрочем, даже губернаторы относительно благополучных Кубани и Ставрополья высказываются против подобных шагов.
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев многозначительно заметил, что из Москвы «невозможно эффективно управлять регионами», а глава Ставрополья Александр Черногоров высказался еще яснее: «Московские политики мешают нам работать».
Тех, кто мешает, похоже, успешно убирают. На днях со своего поста был уволен главный федеральный инспектор по Краснодарскому краю и Адыгее Анатолий Одейчук. Судя по всему, на отставке Одейчука настоял президент Адыгеи Хазрет Совмен, который ранее лично заявил Дмитрию Козаку о невозможности дальнейшей работы с Одейчуком. Главная вина инспектора в том, что он называл ситуацию в Адыгее критической, а управление ею неэффективным. По данным Одейчука, республика получает из федеральной казны 2,8 млрд. руб., а сама зарабатывает только 200 млн. Заметим, что именно в Адыгее раздавались громкие голоса против различных инициатив южного полпредства – например, по объединению регионов, муниципальной реформе и т.д. Более того, в последнее время в республике заметно активизировалась деятельность приближенных к власти организаций, добивающихся признания Москвой геноцида адыго-черкесских народов в период и после Кавказской войны. Объяснения, что извинения по этому поводу принес еще первый президент России Борис Ельцин, должного эффекта не имели. Наконец, следует напомнить, что все большее влияние на внутриполитическую ситуацию в Адыгее оказывают зарубежные черкесские организации, прежде всего расположенные в Турции. Но в итоге почему-то своего поста лишился не президент Адыгеи, а главный федеральный инспектор, то есть человек Дмитрия Козака.
За год своего полпредства в ЮФО Дмитрий Козак мог воочию наблюдать, как буксует на Северном Кавказе закон о муниципальной реформе, которую он разрабатывал еще в бытность свою заместителем главы президентской администрации. Эта реформа практически во всех республиках Северного Кавказа, кроме почти мононациональных Ингушетии и Чечни, обострила или создала новые межнациональные проблемы, нарушила устоявшиеся «джентльменские» принципы дележа власти. В результате она была признана неадекватной ситуации в регионе, и реализация закона приостановлена.
Целый год Дмитрий Козак успешно гасил очаги конфликтов, выезжая на места. При этом главы регионов оказывали ему всяческую поддержку. Теперь, когда речь пошла не о муниципальных границах и прочей «мелочи», а о больших деньгах, полпред встречает жесткое сопротивление.
«Понятно, что предложение Козака направлено на слом кланово-мафиозной системы власти в регионе, – заявил «НГ» руководитель общественного независимого института «Жизнь по праву» Аслан Псыч. – Но в таком случае непонятно, почему у власти остались старые команды. Ведь их все время (несколько лет фактической независимости Чечни – не в счет) избирали при определяющем мнении из Москвы, а сейчас практически назначают напрямую. К кому претензии?!»
Действительно, если судить по экономическим показателям, то Кабардино-Балкария (седьмое место в списке самых дотационных регионов) и Ингушетия могут оказаться в числе первых кандидатов для введения «внешнего управляющего». Но в КБР только что избран новый президент (которого, заметим, пролоббировал предыдущий глава региона), а в Ингушетии переназначен на очередной срок прежний. Судя по тому, что вчера подал заявление о доверии президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, и главе одной из самых бедных республик страны отставка не грозит. Хотя сам Дмитрий Козак, как и его заместители по экономическим вопросам, не раз критиковали положение дел в Калмыкии.
Создается впечатление, что Дмитрий Козак не так уж и свободен в своем выборе. «Решение по губернатору принимает президент, а не полпред, – полагает заместитель гендиректора Центра политических технологий Борис Макаренко. – Роль полпредов здесь крайне вспомогательная, хотя Козак в отличие от других полпредов, являющихся уполномоченными и надзирателями, де-факто вице-король Северного Кавказа. Но даже в этом случае Кремль берет в расчет все факторы, а не только отношения полпреда с губернатором. Главное – при каком главе региона в субъекте будет спокойней».
Понятно, что у действующих глав регионов есть серьезный козырь против инициатив Дмитрия Козака: «Не дадите денег, не будет стабильности». И все прекрасно понимают, что значительная часть субвенций расходится не только по карманам местной элиты. Те, кто распределяет трансферты, часто имеют с этими элитами тесные взаимоотношения. Попытки Козака сломать эту схему породят не просто фронду местных лидеров. Полпред получит серьезных и опасных противников, которые опираются в том числе и на поддержку в Москве.
«На Кавказе лидеры прекрасно понимают, где сила, а где слабость, – заявил «НГ» директор Института национальной стратегии Станислав Белковский. – Они знают, что на самом деле Кремль отчаянно слаб и не контролирует ситуацию в регионе. Они делают вид, что лояльны, в обмен на невмешательство федерального Центра в их дела. Что касается Дмитрия Козака, то, с точки зрения президента, у него есть важное преимущество – он всегда берется за выполнение поставленных задач и идет напролом. Беда в том, что Козак не в состоянии анализировать проблему и предпочитает стучать кулаком по столу и апеллировать к имени главы государства. На Кавказе этого мало. Поэтому и деятельность очередного южного полпреда закончится большим провалом».
Дмитрий Козак, похоже, прекрасно это понимает. И не желает плодить себе врагов хотя бы на московском уровне. Не случайно, словно страхуя себя, на днях он громогласно заявил, что не собирается быть преемником Путина в 2008 году и предложил предсказателям исключить его персону «из состава тех лиц, которые прогнозируются для участия в выборах».
Самые дотационные субъекты Юга России
Место в северокавказском рейтинге дотационности |
Субъект РФ |
Доля трансфертов в бюджете в % |
Место в федеральном рейтинге дотационности |
Главы регионов |
1 |
Ингушетия |
88,3 |
2 |
Мурат Зязиков |
2 |
Дагестан |
81,3 |
4 |
Магомедали Магомедов |
3 |
Чечня |
79,4 |
6 |
Алу Алханов |
4 |
Кабардино- Балкария |
73,4 |
7 |
Арсен Каноков |
5 |
Карачаево- Черкесия |
62,5 |
11 |
Мустафа Батдыев |
6 |
Северная Осетия |
59,2 |
14 |
Таймураз Мамсуров |
7 |
Адыгея |
58,1 |
15 |
Хазрет Совмен |