Пограничный пес Мухтар тоже решил осмотреть скоростной катер 'Марс'.
В этом году калининградские рыбаки так и не смогли выйти на законный лов леща, судака и корюшки. Зимняя и весенняя путины на Калининградском и Куршском заливах были сорваны в связи с отсутствием квот. Впрочем, как горько шутят рыбаки, остальные жители региона нисколько не пострадали: браконьеры, расплодившиеся в области, квот себе не просили, так что рынки были рыбой завалены.
Поляки на соседнем Вислинском заливе ловят рыбу круглый год без каких-либо ограничений и выделения квот. В отличие от калининградских коллег они не знают так называемых сезонов тишины и запретов. Российским рыбакам остается ждать, когда правительство все-таки вспомнит о них, решит проблему квот и совместно с поляками выработает единые правила рыболовства.
Это только самые больные из многих проблем прибрежных районов региона. Изучением положения дел на акваториях области занималась экспедиция «Балтийская Русь–2005». Вместе с пограничниками, сотрудниками МЧС, специалистами по рыбоводству и экологами в ней принял участие корреспондент «НГ».
═
Пиратам квоты не нужны
═
Борьба с браконьерами особого результата не приносит. Для этого нужны как минимум современные быстроходные суда, но их нет. Вернее, есть, но воспользоваться ими невозможно.
Дело в том, что постановлением правительства РФ от 8 декабря прошлого года Министерству сельского хозяйства, Минфину, Минэкономразвития и торговли предписывалось до 1 июня с.г. провести инвентаризацию высвобождаемого из Федерального агентства по рыболовству имущества в ведение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор). Почти во всех регионах это постановление выполнено, но не в Калининградской области.
«Идет дележ имущества, и пока быстроходные катера «Ястреб» и «Молния», автотранспорт и самые лучшие производственные помещения рыбинспекции на наш баланс не переданы, – заявил корреспонденту «НГ» заместитель начальника Калининградского управления Россельхознадзора Юрий Маслов. – Но мы не можем работать на водоемах области без быстроходных катеров. Пешком, что ли, ловить браконьеров? Федеральное агентство по рыболовству затягивает передачу имущества и тем самым, по сути, способствует промыслу рыбных пиратов».
Членам экспедиции в отличие от рыбинспекторов повезло больше. Одна из фирм Калининграда предоставила катер на воздушной подушке «Марс-700». Фирма закупила два таких катера накануне празднования 750-летия Кенигсберга-Калининграда. Планировалось даже, что на одном из них прокатится в дни празднования юбилея Владимир Путин, но, как говорится, не сложилось.
В ходе нашей экспедиции «Марс» летал по заливу как «Жигули» по шоссе. Это чудо техники двигается как по воде, так и по суше со скоростью до 30 узлов (около 55 км в час). Можно представить, как завидовал капитану «Марса-700» Геннадию Перепечину старший рыбинспектор Николай Пискунов, отправившийся в составе экспедиции на охоту за браконьерами. Двое таких горе-рыбаков, когда увидели подлетающий к ним «Марс», даже не успели спрятать снасти. Только спросили: «Что, у рыбинспекции появились катера на воздушной подушке?»
А рыбинспектор Евгений Казаков, который при нас задержал в районе мыса Берегового браконьера на моторке «Прогресс», рассказал, что ему для того, чтобы выйти в рейд, пришлось одолжить катер у соседа – за три бутылки водки. Кстати, горючее для движка – тоже за свой счет.
═
Из летчиков – в кладоискатели
═
На другом конце Балтийской косы, где расположен поселок Коса, поражает разруха на заброшенной гидрогавани. Раньше здесь базировались самолеты-амфибии Балтийского флота. Как утверждает вице-губернатор Калининградской области Игорь Краснянский, в будущем в этой гидрогавани должен разместиться яхтенный портовый комплекс с международным пограничным пунктом пропуска для зарубежных и российских туристов, следующих на маломерных прогулочных судах через Калининградский залив в польские Фромборк и Эльблонг. Вопрос этот не первый год обсуждается на переговорах российско-польского совета.
Ученые из калининградского Атлантического НИИ рыбного хозяйства и океанографии (АтлантНИРО) не приветствуют планы развития судоходства в этой акватории. Они убеждены, что развитие судоходства на водоеме высшей рыбной категории, которым является Калининградский залив, нанесет непоправимый ущерб флоре и фауне Балтийской косы.
Пока идет этот спор, разорение базы продолжается. Участников экспедиции встретил в гидрогавани помощник мэра Балтийского городского округа Валерий Иванов. Он посетовал, что военные разбазаривают бетонные плиты с брошенного аэродрома, перевозят их на паром и переправляют на материк в Балтийск и дальше в Калининград. Впрочем, это корреспондент «НГ» мог наблюдать самолично: на заброшенной взлетно-посадочной полосе стоял автокран с военными номерами, с помощью которого разбирались и складировались плиты.
«Когда-то с этой полосы поднимались в небо «летающие лодки» Б-12, – заметил подвезший меня к бывшему аэродрому местный житель Владимир Курлов. – Интересно, кто разрешил растаскивать имущество Минобороны? Всего здесь около 6000 плит. Прекрасный строительный материал для подъездных путей на фермы и дачи. Я прослужил в гарнизоне 23 года, но мне, жителю Балтийской косы, эти плиты использовать для строительства гаража нельзя. А вот моим бывшим начальникам можно все».
После распада Советского Союза базировавшуюся здесь воинскую часть сократили. Люди, живущие в поселке Коса, лишились рабочих мест. Сейчас в нем проживает около тысячи человек. «Мы – летчики и авиатехники – переквалифицировались: кто в челноки, кто в кладоискатели, благо, тут хватает «добра» времен Великой Отечественной, брошенного отступающими немцами, – рассказывает Курлов. – Но большинство жителей стало рыбаками – легальными и нелегальными. Весь поселок разграблен и выглядит словно после бомбежки. Живем, как на диком острове, – ни детского сада, ни поликлиники, ни медпункта, ни горячей воды. Часто в зимнюю непогоду остаемся без электричества. Народ одичал. Одно удовольствие – выходить на рыбалку».
═
Здесь сидел Путин
═
Конечно, не повсюду на берегах залива царит разруха. Есть и настоящие «оазисы цивилизации». На ночлег мы остановились в Валетниках на базе отдыха Федерального государственного учреждения «Запбалтрыбвод». В огромном трехэтажном доме кроме жилых комнат есть бильярдная, сауна с бассейном, гараж.
С этой базой отдыха государственного предприятия могут успешно соперничать расположенные в заповедной зоне многочисленные частные дворцы, незаконно перестроенные из бывших объектов госсобственности. Об этом свидетельствуют документы неоднократных проверок Генеральной и Калининградской областной прокуратур. Старший инспектор по охране территории Государственного национального парка «Куршская коса» Владимир Курочка утверждает, что большинство этих шикарных «фазенд» сначала оформлялись как гостевые дома, а затем были переоформлены на частных владельцев: депутатов Государственной и Калининградской областной Думы, бывших вице-губернаторов, руководителей крупных предприятий. Многие считают престижным иметь недвижимость, например, в поселке Лесное – в непосредственной близости к базе отдыха «Балтийские пески», где во время своих рабочих поездок в Калининградскую область останавливается президент РФ.
Для высокопоставленных гостей, наведывающихся ради отдыха на Куршскую косу, стало модным полакомиться угрем в ресторане «Твин Пикс», построенном не без участия бывшего губернатора области Виктора Горбенко. Хозяева ресторана гордятся, что к ним отведать ухи заезжали Владимир Путин, Валентина Матвиенко, Дмитрий Рогозин. Стулья, за которыми они сидели в ресторане, названы их фамилиями и пользуются огромной популярность среди туристов.
«Только вот жаль, – посетовал в разговоре с корреспондентом «НГ» председатель рыболовецкого колхоза «Труженик моря» Игорь Яковлев, – что наши политики не замечают, в каких домах-трущобах по соседству живут простые жители косы. Постепенно федеральная земля на косе незаконно прибирается местными олигархами».
═
Жила золотая, но бесполезная
═
Заповедные места на берегах залива страдают не только от незаконной застройки. «Некоторые богатые отдыхающие прибывают на косу порыбачить на необычной для этих мест технике, ширококолесных вездеходах-квадроциклах канадского и американского производства – «бомбардирах», как их прозвали, – говорит инспектор Владимир Курочка. – Многих мы штрафуем за то, что они ездят по песчаным дюнам и наносят непоправимый ущерб природе. Но не можем изъять эти «бомбардиры», так как учету и регистрации в российских органах ГИБДД они не подлежат. А не пропускать через КПП эту технику мы не имеем юридического права».
Соседи – поляки и литовцы – с удивлением смотрят на то, что происходит на российской земле. Часть населенных пунктов на косе не имеют даже своей, «отечественной» электроэнергии: поселки Рыбачий, Морское и часть Лесного получают электричество от литовских источников. По мнению заместителя генерального директора Национального парка Александра Горбачева, предприятию «Янтарьэнерго» давно пора строить свою линию электропередачи на косе и не зависеть от литовцев. Разговоры об этом ведутся много лет. Но пока без толку.
Российский берег красивейшего озера Выштинец выглядит диким и заброшенным. На базах отдыха царит полное отсутствие цивилизации и запустение. После недавно прошедшего над областью урагана на нашем берегу нет света и воды. А на литовской стороне – десятки кемпингов, домов отдыха с природным газом и светом, хорошие подъездные дороги. Весной, летом и осенью литовцы проводят здесь соревнования яхтсменов, приглашая в гости россиян, поляков, латышей и эстонцев.
Прибалты, приезжая к нам в гости, поражаются отсутствию современных причалов и домов отдыха VIP-класса. Действительно, здесь можно было бы открыть международные пограничные пункты пропуска для туристов и яхтсменов, устраивать парусные регаты и, кстати, продавать заезжим туристам рыбные деликатесы: ряпушку, угря местного вылова. Так поступают поляки в Вармино-Мазурском воеводстве. Но для этого они зарыбляют мальками угря впадающие в Выштинец с польской стороны водоемы.
«А у нас на Виштинце, – сетует рыбак Александр Шипунов, – зарыблением никто не занимается. Нет денег. Соседи говорят: «Россияне сидят на золотой жиле, не разрабатывая ее».
![]() |
![]() |
![]() |
Старший рыбинспектор Петр Баев (слева) – гроза калининградских браконьеров. | Этим горе-рыбакам повезло – они отделались воспитательной беседой. | База отдыха «Запбалтрыбвода» в Валетниках – очередной оазис цивилизации на Куршской косе. Фото Петра Гордиенко |
═
Калининград