В канун празднования 1000-летия Казани в столице Татарстана распахнуло свои двери новое здание Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. Он был создан на базе трех вузов: Татарского государственного педагогического университета, Татарско-американского регионального института и Татарского гуманитарного института.
Эта инициатива была неоднозначно воспринята со стороны национальной татарской интеллигенции. Экс-депутат Госдумы Фандас Сайфулин даже назвал это решение татарских властей «обманом тысячелетия».
Недовольство вызвало прежде всего название университета «гуманитарно-педагогический». Его предложил министр образования РФ Андрей Фурсенко, который согласился на слово «татарский» в названии, но при условии, что новый университет будет создан на базе педагогического. На недавнем заседании парламентской комиссии по культуре, посвященном «Татарскому гуманитарно-педагогическому», министру резко ответил академик Мирза Махмутов: «Из года в год в педагогический шли слабые выпускники слабых сельских школ, а из неодаренного ребенка не создашь талантливого ученого. Имидж «педагогического университета» мало привлекателен для одаренных выпускников. Педагогика в принципе самая консервативная отрасль, и она далека от науки, тогда как главным в университете должна быть наука. А сочетание «гуманитарно-педагогический» – это уже какая-то неграмотная тавтология».
Татарский национальный государственный университет должен был принять первых студентов десять лет назад, по постановлению Верховного Совета республики Татарстан. Но когда вставал вопрос о выделении средств на строительство университета, представители власти шли на попятную.
В распоряжении «НГ» оказался протокол заседания Госсовета от 22 декабря 1998 года. Согласно документу, среди тех, кто голосовал «против», тогдашний премьер-министр, а нынче спикер татарского парламента Фарид Мухаметшин, который заявил, что «чисто чувашского или чисто татарского университета быть не может. Создай чисто национальный вуз, проблем только прибавишь┘» Его заместитель, а ныне вице-премьер Зиля Валеева тогда благоразумно воздержалась. Спустя еще пару лет с большим трудом, под давлением Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) во главе с Маратом Мулюковым, двадцатым пунктом вопрос о создании национального университета удалось записать в Республиканскую программу реализации Закона «О языках народов РТ». С тех пор ежегодно с самых разных трибун, а уж с парламентской обязательно, Фандас Сафиуллин сначала в качестве народного депутата Татарстана, потом в качестве депутата Госдумы поднимал вопрос о финансировании строительства здания Татарского национального университета.
Сохранение и развитие в республике татарского языка считается одним из важнейших завоеваний нынешних руководителей республики. Его преподают во всех школах республики и даже в вузах. К этому можно было бы добавить, что в республике функционируют десятки детских дошкольных учреждений «с этнокультурным компонентом».
Для выстраивания завершенной системы национального образования необходим именно государственный университет. «Ведь основная цель университета, – по мнению экс-депутата Госдумы Фандаса Сафиуллина, – вывести татарский язык на уровень языка науки, подготовки высокообразованной и высококультурной элиты, стимуляции молодежи разных национальностей к знанию татарского языка».
Казань