Девушки на вепсском празднике были лучшим его украшением.
Фото автора
«Пир на весь мир» устроили вепсы в Подпорожье. На ежегодный традиционный праздник «Древо жизни» пришли люди в национальных костюмах, многие надели на головы сплетенные из полевых цветов венки. На импровизированной сцене выступали фольклорные ансамбли, они пели песни на вепсском и русском языках. Работала ярмарка. Гости праздника пили только что сваренную медовуху, любимый вепсский напиток, напоминающий сладкую брагу. Закусывали калитками – открытыми пирожками с картошкой и танцевали┘ с губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым.
Вепсы относятся к прибалтийско-финским народам и наиболее близки к карелам, финнам и эстонцам. Они обладают собственным языком, культурой, обрядами, обычаями, промыслами и ремеслами. Вепсы, соседствуя со многими народами, сохранились на своей исконной территории как самостоятельная народность, но никогда не имели собственного государственного устройства.
В древности вепсское племя называли «Весь» (некоторые ученые считают, что это слово произошло от древнего обычая украшать себя подвесками «весями», имеющими форму плавника рыбы), а позже – «Чудь» (очевидно, потому, что русские летописцы избегали путаницы со славянским словом «весь» – «село»). Первое упоминание о Веси содержится в Хронике Иордана и относится к VI–VII векам.
Вепсы исконно живут на стыке Ленинградской, Вологодской областей и Карелии, в Межозерье – районе, расположенном между тремя крупнейшими северными озерами: Ладожским, Онежским и Белым. По данным первой всеобщей переписи Российской империи 1897 года, вепсов было более 25 000 человек, в 1926 году – свыше 32 000 человек. Сегодня же их насчитывается около 12 000 человек. Уменьшение численности вепсов произошло при проведении переписи 1979 года. Вепсов тогда стали фиксировать как русских, объясняя, что национальности «вепс» нет в официальных списках.
На празднике «Древо жизни» вепсы рассказали корреспонденту «НГ» о своей культуре, обрядах и обычаях. Так, важнейшую роль в жизни вепсов всегда играл лес. Он был источником пищи и тепла, строительным материалом. Поэтому отношение к лесу было бережным. Без надобности деревья не портили, даже не ломали ветку. Также трепетно относятся к воде. Если есть поблизости лужа, вепс никогда не будет мыть грязные сапоги в озере или реке, он помоет их в луже.
С постройкой дома у вепсов было связано очень много примет и заветов. По поверьям, нельзя было ставить дом на тропе: это могло привести хозяина к смерти. Когда закладывали избу, под ее углы прятали серебряные или медные монеты. Порог нового дома первым переступал хозяин с иконой и ковригой хлеба, за ним – хозяйка с петухом. Вселяясь в новый дом, хозяева приносили с собой березовые дрова из старой избы, чтобы «теплее было и богато жилось».
Веселым, многолюдным, интересным не только для родственников, но и для всей деревни была всегда вепсская свадьба. В канун свадьбы проходили вечеринки, где собиралась молодежь, катания на лошадях и игры. Обязательно устраивали и девичью баню, куда с причитаниями и плачами вели невесту. Считалось, что в бане молодая девушка прощалась с «вольной волюшкой». Венчались молодые в церкви. Когда они подъезжали к дому, их встречали стрельбой из ружей, на дороге горели костры. К дому жених нес невесту на руках. На крыльце их встречали отец и мать с иконой. Жених и невеста целовали икону, кланялись в ноги родителям. Им на голову бросали куриный пух, чтобы жили они в дружбе и согласии и нарожали детей.
В основе родильной обрядности лежат представления о необходимости защиты новорожденного и роженицы от сглаза и порчи. Беременные вепсские женщины не должны посещать кладбища, ходить на похороны. Довольно распространено поверье, что если беременная будет смотреть на пожар или при испуге дотронется до живота, то родится ребенок с красными пятнами на теле. Хозяйничать беременная женщина должна осторожно – не бить животных, не сажать на яйца курицу, не ласкать кошек. Вепсы очень боялись сглаза, поэтому начало родов скрывали даже от самых близких людей. Женщины уходили рожать в хлев, сарай, поле, лес.
Вепсы почитают и уважают стариков. Очень распространен обычай «тайной милости»: помощь одиноким старикам. Под окнами их домов ставят молоко, хлеб, другие продукты. Проснулся утром – а под окном гостинец, и помощь получается не оскорбительной. Вепсы говорят: «Молодости не воротишь, а старости не избыть».
«Вепсы – трудолюбивый, талантливый, честный, мирный и гостеприимный народ, – рассказал корреспонденту «НГ» губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. – Я знаю это не понаслышке. Они живут в согласии с природой и ценят опыт своих предков. В Подпорожском районе проживают чуть более двух тысяч вепсов. Каждый год у нас проходит вепсский праздник «Древо жизни», на который собираются вепсы не только с области. Обычно он проходит в Винницах. Что касается поддержки этого небольшого народа, то у правительства Ленобласти разработана специальная программа. В 2004 году была капитально отремонтирована Винницкая больница, создан Вепсский парк. А на днях в поселке Винницы открылась новая школа-интернат. Она приняла 50 ребят, которые живут в населенных пунктах, разбросанных за десятки километров, откуда каждый день, особенно в непогоду, тяжело добираться до места учебы. Новая школа оборудована компьютерами, здесь есть двухместные спальные номера, в каждом из которых – душ, телевизор, отдельные игровые комнаты и спортзал. Школа появилась в рамках областной программы развития образования на селе. В Винницах будут учиться в основном ребята из национальных вепсских деревень – и это первый пример национального интерната в регионе».
═
Ленинградская область