Стоимость навороченного байкеровского мотоцикла сопоставима с ценой приличной иномарки.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В Екатеринбурге набирает силу движение байкеров. Число людей, владеющих мотоциклом и исповедующих идеологию двухколесного братства, стремительно растет: если в 2004 году на открытии сезона в колонне, совершающей традиционный проезд по городу, было 270 мотоциклов, то в этом году их уже 370.
Разрастается и мотоклуб «Черные ножи»: по словам менеджера клуба Ирины Матвеевой, за последний год число членов выросло в два раза – в том числе за счет «чайников», лишь недавно оседлавших мотоцикл. Приходят, как правило, люди, которые с ростом благосостояния последовательно осваивают все более дорогие и экстремальные виды досуга: сначала – горные лыжи, затем – водный скутер, с которого пересаживаются на обычный мотоцикл. И это не обязательно владельцы солидных предприятий Екатеринбурга: есть среди них и наемные работники: музыканты, техники и даже слесари. Но, безусловно, тон задают влиятельные в городе персоны. Регулярно посещает байк-слеты и путешествует на мотоцикле по стране министр физической культуры, спорта и туризма области Владимир Вагенлейтнер. Генеральный директор Уральской горно-металлургической компании Андрей Козицын не любит «тусоваться» и на широкой публике демонстрировать свою удаль, но многие знают про его увлечение мотоциклом.
Екатеринбургские «черные ножи» – люди не бедные, уже несколько лет шефствуют над центром реабилитации несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей: привозят им сладости, молочные продукты, игрушки, бытовую технику. А потому охотно откликнулись на призыв британских лордов поучаствовать в возрождении традиций меценатства. Байкеры до сих пор вспоминают, как они «тусовались» с участниками «Ралли Белых Ночей», проехавших нынешним летом под патронажем принца Майкла Кентского от Владивостока до Санкт-Петербурга.
Для гостей, раздававших в России гранты детским домам и малообеспеченным семьям, в Екатеринбурге устроили мото-шоу. Правда, случился конфуз: байкер Сергей, обычно без проблем проезжавший сотни метров на заднем колесе, неожиданно прямо на глазах лордов сделал кульбит и завалился с мотоциклом на спину. Сам шоумен не пострадал, а мотоцикл несколько помялся. Больше желающих показать британцам класс не нашлось: может, холодная в тот день погода не вдохновляла, а может, как пошутили байкеры, всем хотелось попробовать шашлыков с британскими аристократами.
Шашлыки и водка и впрямь тогда всем запомнились. Как, впрочем, и посещение подшефного центра реабилитации, в котором его королевское высочество привел в восторг трехлетний пацан, вбежавший в комнату с возгласом «маза фака»┘
Стремление «черных ножей» популяризировать свое увлечение вылилось в 2004 году в первое байк-шоу. Нынче прошло второе, собрав на праздник около 6 тысяч человек из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, других российских городов, а также из Литвы, Белоруссии, Украины. Было около 1200 мотоциклов: от юрких скутеров стоимостью 1,5 тысячи долларов до «диванов на колесах» – гранд-туров, стоимость которых может доходить до 30 тысяч долларов, и умопомрачительных машин ручной сборки, которые, признаются мотоциклисты, по карману владельцам банковского счета с восьмизначной суммой.
Судя по униформе байкеров, на экипировку денег они сегодня не жалеют: один мотошлем может стоить 500 «зеленых»... В шлемах ездят, конечно, не всегда и не все, но среди мотоциклистов бытует твердое мнение, что как бы ни было жарко, надо быть в экипировке. Падают байкеры все же не так редко, как хотелось бы, и были реальные случаи, когда шлемы и «черепашьи» сетки, защищающие локти, спину и коленки, уберегали мотоциклистов от серьезных травм. Выбор амуниции сейчас большой: можно выбрать и джинсовый костюм с защитой, и специальную прорезиненную ткань, и кожаный костюм. Стоимость экипировки, включающей куртку, штаны (или комбинезон), шлем, пыльник, перчатки и мотоботы, может быть самой разной: от 5 тыс. руб. до 5 тыс. долл.: кто-то покупает фирменное, кто-то шьет сам, но почти все они стараются не жалеть денег на шлем. Потому что байкеры, говорит Ирина Матвеева, не любят стоять на месте: падают, разбиваются, ремонтируются и движутся дальше – пытаются встать на заднее колесо, покупают спорт-байк, чтобы почувствовать скорость. Потом некоторые из них, «наевшись» скорости, пересаживаются опять на классику и едут в «дальнобой» любоваться природой. В машине, утверждает Матвеева, нет такого ощущения свободы, как на мотоцикле: скорость и запахи в замкнутом пространстве теряются.
Вообще жизненный настрой людей, «севших» на колесо, не оставляет равнодушными даже тех, кто весьма далек от байкерского движения: одна из зрительниц екатеринбургского байк-шоу не могла скрыть своего восхищения: «Нигде не видела столько гордых и радующихся жизни мужчин». Те стараются соответствовать произведенному впечатлению, формируя особый байкерский дух, в котором сгладились бы социальные различия, а люди с разных общественных ступенек – солидаризировались. На сайте клуба мотоциклисты дотошно пытаются выяснить, почему некоторые байкеры на дорогах не приветствуют встречных и не помогают попавшим в беду товарищам. В конце концов участники дискуссии приходят к выводу, что «неважно, у кого какой моц и шлем: если человек урод по жизни, то и мотоцикл его не спасет».
Обмениваются байкеры между собой и другой информацией: например, бывалые мотоциклисты советуют владельцам «зизера» покупать новые поворотники за 70 долл., если лопнуло стекло, а не заказывать в мастерской за 2300 за штуку. Да и вообще, советуют они новичкам, «зизер», то бишь Kawasaki zz – R400, лучше обменять на Honda, поскольку у той «болты сами по себе не ломаются и стекла поворотников не бьются, когда мотоцикл стоит».
Не очень ценят байкеры и мотоциклы немецкие – в отличие от автомобилей. По всеобщему признанию, «японцы» дешевле, технологичнее и лучше. Неопытные же мотоциклисты при покупке двухколесного коня очень мало обращают внимание на его осадку, амортизаторы, на устойчивость на дороге и надежность в эксплуатации. Старожилы восполняют этот пробел, прививая «чайникам» мысль – чтобы не было проблем, надо не жалеть денег на безопасность. А для этого надо много работать, зарабатывать, а не пить водку.
Последнее, считает продюсер екатеринбургского байк-шоу Ирина Матвеева, очень важно: «К нам сейчас идет много молодых ребят. Они смотрят, какие у людей мотоциклы, как они проводят время, и у них тоже появляется желание выделиться, заиметь «крутую» экипировку, установить стереосистему, которую было бы слышно на скорости сто километров в час. Стоит это недешево: один член нашего клуба потратил на тюнинг 10 тыс. долл. Мне кажется, пусть лучше эти ребята зарабатывают на хороший мотоцикл, чем пьют».
═
Екатеринбург