В минувшую пятницу в Волгодонске вспоминали трагедию, произошедшую шесть лет назад. Тогда, 16 сентября 1999 года, в 5.57 в городе прогремел самый мощный из серии взрывов, потрясших Россию. Возле дома № 35 по Октябрьскому шоссе взлетел на воздух начиненный полутора тоннами взрывчатки грузовик. Взрывная волна накрыла весь район. Трагедия унесла жизни 19 человек, 76 остались инвалидами. Всего же в результате теракта были признаны пострадавшими тысяча человек.
Дома с адресом Октябрьское шоссе, 35, сегодня в Волгодонске нет. Часть многоэтажки все же восстановили, но адрес дали другой. Прежний остался только в людской памяти. Теперь в доме на два этажа и на два подъезда меньше, чем было когда-то. На месте снесенных взрывом подъездов – монумент с именами погибших.
В Волгодонске погибло меньше людей, чем в терактах в Москве, лишь потому, что дом строился с учетом сейсмоопасной зоны и был рассчитан на землетрясение силой до 7 баллов. Дом устоял, рухнули только перекрытия.
Эхо сентябрьского взрыва в Волгодонске не стихает до сих пор. Многие жители микрорайона, в котором произошел взрыв, и сегодня страдают так называемым синдромом фиксированного времени – «синдромом пяти часов», впервые описанным донскими врачами. Именно в утреннее время у людей появляется беспокойство, чувство тревожного ожидания.
За теракт в Волгодонске, а также взрывы домов в Москве двое исполнителей – жители Карачаево-Черкесии Деккушев и Крымшамхалов приговорены к максимальной мере наказания – пожизненному заключению. По данным следствия, к организации и совершению теракта были также причастны Гочияев, Абаев, Сайтаков, а также братья Батчаевы. Все они, кроме Гочияева, руководившего терактами в Москве, были ликвидированы во время контртеррористической операции в Чечне.
К слову, участники теракта в Волгодонске были установлены буквально на второй день после взрыва. Деккушев был в числе первых, кого задержали. Преступник намеревался выехать за границу. При нем было обнаружено три «левых» паспорта на фамилии Халилова, Бешаева и Радушева. Это неудивительно, так как продажа поддельных документов в последнее время стала очень выгодным бизнесом. И если пару лет назад российский паспорт можно было приобрести за тысячу долларов, то в последнее время цена возросла вдвое, а то и втрое. О размахе этого бизнеса в России можно судить в том числе и по Ростовской области. Здесь с начала этого года были выданы незаконно более 2,5 тыс. паспортов, в том числе и незаконным мигрантам. Отмечены массовые случаи предоставления незаконного гражданства жителям как ближнего, так и дальнего зарубежья. По информации заместителя начальника областного ГУВД полковника милиции Виктора Солодовникова, только по итогам первого квартала было обнаружено около 1 тыс. 900 таких паспортов. Для выявления случаев выдачи поддельных документов в ГУВД Ростовской области был даже создан контрольно-профилактический отдел, в который вошли сотрудники управления собственной безопасности областного управления милиции и прокуратуры.
В результате проверки 10 сотрудников ПВС уволены, около 15 – не аттестованы, 7 человек не пожелали идти на аттестационную комиссию и уволились по собственному желанию. К тому же все руководители паспортно-визовой службы, кроме двоих, заменены.
По оценке Виктора Солодовникова, проведенная проверка показала, что «с паспортами творится полный беспредел» и что в паспортно-визовой службе «коррупции еще больше, чем в любой другой милицейской сфере», включая традиционно коррупционные ГИБДД и патрульно-постовую службу.
Поскольку паспортный бизнес оказался очень выгодным, придуманы десятки способов обойти закон. Так, по действующему законодательству гражданином России автоматически является тот, кто был прописан на территории нашей страны до февраля 1992 года. Так вот, донские ПВС стали оформлять прописку задним числом. Бывало, в одной небольшой квартире прописывали до 40 человек. Именно таким путем только в Мясниковском районе области было выдано 65 паспортов неустановленным (!) лицам. Спрашивается: где гарантия того, что кто-то из тысяч владельцев новых липовых паспортов, выданных в Донском краю, сегодня не пополняет число террористов. Неужели для того, чтобы задуматься над этим, одной волгодонской трагедии мало?
К слову, паспортистами, в том числе и в Ростовской области, стали заниматься после того, как в кармане одного убитого в московском метро террориста нашли паспорт гражданина России, который, как потом выяснилось, был нелегально выдан одной из паспортно-визовых служб Южного федерального округа.
Ростов-на-Дону