Наступающей зимой, судя по всему, количество мерзнущих регионов не уменьшится, а увеличится. Причем замерзать будут не только северные территории Сибири и Дальнего Востока. Под угрозой оказываются области Запада и даже Юга страны. Министр регионального развития Владимир Яковлев на селекторном совещании, проведенном на Сахалине, заявил, что особые опасения вызывают Алтайский край, Бурятия, Камчатка, Читинская, Челябинская, Астраханская, Псковская, Новгородская, Волгоградская области.
Не помогают нефтедоллары, которыми пополняется федеральный бюджет. Не помогают и показательные устрашающие меры, принятые в отношении губернатора замерзающего из года в год Корякского округа (Владимир Логинов стал первым губернатором, которого президент отстранил от должности).
Громкая история с замерзающей Корякией может повториться. Подготовка к зиме и завоз топлива в Корякский автономный округ до сих пор представляет большую проблему. Да и в соседней Камчатской области дела с подготовкой к зиме обстоят не лучше.
Вчера ОАО «Камчатскэнерго» распространило заявление о возможных ограничениях в подаче тепла и электроэнергии зимой. «Задолженность жителей Камчатской области перед «Камчатскэнерго» на текущий момент составляет 37 млн. руб. И эта задолженность продолжает увеличиваться, – говорится в заявлении. – Неплатежи неизбежно ведут нас к ситуации 1999–2000 годов, когда результатом отсутствия средств на закупку топлива стали тотальные ограничения в подаче тепловой и электрической энергии в разгар зимы┘»
В Иркутской области в нынешнем году, как и два года назад, может вновь замерзнуть город Усть-Кут. Местные власти жалуются, что они не смогли заготовить достаточное количество топлива. В целом муниципальные образования Иркутской области запросили у областной власти на подготовку к зиме три с половиной миллиарда рублей. Однако региональные начальники сочли, что хватит и 3 млрд. 50 млн. Причем более 1 млрд. руб. из этой суммы должны изыскать сами муниципалы.
Вчера Контрольно-счетная палата Иркутской области выявила неэффективное использование бюджетных средств, выделенных на государственную финансовую поддержку досрочного завоза товаров в районы Крайнего Севера. В результате местным администрациям пришлось приобретать часть продукции по более высоким ценам. Дополнительные расходы бюджета за счет увеличения цены топлива в общей сумме 4816,9 тыс. руб. Контрольно-счетная палата квалифицировала как неэффективное использование бюджетных средств.
В Ненецком автономном округе на 1 сентября в населенные пункты было завезено 71% необходимого объема солярки, 37% угля, 62% дров. А одной из причин отставания названо то, что поставщики дизельного топлива жестко требуют предоплаты. Окружное руководство заявляет, что тревожная ситуация с северным завозом выправляется. Но зима там уже практически началась.
Проблемы северного завоза не сводятся к нерасторопности или недобросовестности чиновников. Как рассказала в одном из интервью заместитель губернатора Читинской области Татьяна Майзлингер, с 2005 года в федеральном бюджете нет строчки, в которой был бы заложен северный завоз. Регионы сами решают, как и сколько денег из федерального фонда финансовой поддержки тратить на эти цели. Вопрос – тот ли это случай, когда регионам можно предоставлять полную самостоятельность?
На подготовку к зиме, как всегда, не хватает денег. Недавно назначенный глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ Сергей Круглик сообщил, что собираемость коммунальных платежей снизилась до 83%, что привело к дефициту средств у предприятий ЖКХ. «Бюджетные ассигнования не выделялись, оплата работ предприятий ЖКХ осуществляется только за счет населения»,– уточнил федеральный чиновник.
По данным министра регионального развития Владимира Яковлева, «в разных регионах финансирование работ колеблется от 25 до 75% необходимых сумм, а в целом по стране дефицит средств составляет около 7 миллиардов рублей в месяц». Общая цифра задолженности коммунальщикам составляет 335 млрд. руб. Они, в свою очередь, должны энергетикам ненамного меньше – 314 млрд.
Самое отчаянное положение с долгами остается в Ульяновской области. Они превышают четыре миллиарда рублей. Только текущая задолженность перед «Ульяновскэнерго» с начала 2005 года составляла 500 миллионов. Чтобы рассчитаться по ней, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов предложил главам муниципальных образований закладывать муниципальное имущество. Да и областная власть готова распродать часть своей собственности и взять кредиты. Тем не менее без финансовой помощи федерального Центра региону не обойтись. Недавно ульяновский губернатор встречался с министром финансов РФ Алексеем Кудриным и просил у него денег.
В Томской области процесс подготовки к отопительному сезону сталкивается с теми же проблемами, что и по всей стране. По данным на 1 сентября, руководство «Томскэнерго» направило в адрес мэра областного центра Александра Макарова письмо, в котором выражена обеспокоенность, что «Томские коммунальные системы» (ТКС) не обеспечивают своевременный ремонт арендованных тепловых сетей и срывают подачу горячего водоснабжения после летнего ремонта потребителям. Многие тепловые сети и ответвления готовы лишь на 70%.
Томский мэр считает, что «в зиму мы войдем успешно и перезимуем нормально», но энергетики в этом сомневаются. В конце августа долг «Томских коммунальных систем» перед «Томскэнерго» составлял более 500 млн. руб.. Поэтому нет денег на покупку угля, рассчитаться за газ, уплатить налоги в бюджеты всех уровней, или же оплатить материалы для ремонта.
Коммунальщики, в свою очередь, склонны винить во всем чиновников и «ужасающее состояние коммунального хозяйства». Например, нефть для котельных стоит 8200 рублей, а в тарифе на тепло заложена сумма в два раза меньшая.
Губернатор Томской области Виктор Кресс, познакомившись с состоянием дел в ходе поездки по районам, заявил: «Более 10% населения не платит, получает жилищные субсидии в размере 6 млн. рублей, но деньги не пошли в «Томские коммунальные системы». Не платят, потому что не могут. За 3-комнатную квартиру платят 4 тыс. рублей при пенсии в 2 тыс. рублей. Наш РЭК уже прислал в областной департамент финансов сообщение, что тарифы возрастут и что эти цифры будут значительно выше тех, что прогнозирует федерация. Тарифы уже запредельные, что-то надо делать».
Положение в Саратовской области хорошо выглядит лишь на бумаге. Согласно отчетам областного министерства строительства и ЖКХ жилой фонд готов на 90%, теплоисточники – на 89%, тепловые сети – на 93%. Но и сасмим чиновникам, и населению прекрасно известно, что эти данные не отражают реального состояния внутридомовых тепловых сетей. Износ их давно оценивается специалистами в 70–90%. Ежегодно только в Саратове в дырявые отопительные трубы «утекает» до 200 млн. рублей, которые каждый раз становятся поводом для разногласий между властями, которые упорно отказываются предусмотреть потери в бюджете (хотя внутридомовые сети принадлежат муниципалитету), и энергетиками. В итоге тепло не доходит до квартир.
Какой именно регион или город замерзнет нынешней зимой? Предугадать невозможно, потому что истинное положение дел, как правило, скрывается местным руководством, как, например, это было в Корякском автономном округе. А если и не скрывается, то затем тщательно «фильтруется» уже на областном уровне. И так по всей вертикали власти.
В итоге проблемы тарифной политики, управления жилищно-коммунальным комплексом, реструктуризации отрасли откладываются на потом. Вместо этого – «латание дыр», «чрезвычайщина» и надежда на традиционное русское «авось».