Официальные траурные мероприятия в Северной Осетии и Беслане, посвященные годовщине теракта в школе № 1, закончились. Сегодня у школьников североосетинского города – первый учебный день.
Между тем обстановка в Беслане остается напряженной и может постепенно смягчиться, если, как надеются жители города, после встречи Владимира Путина с представителями комитета «Матери Беслана», расследование причин гибели заложников будет более всесторонним и объективным.
Накануне президент РФ Владимир Путин дал поручение Генеральному прокурору направить в Беслан представителей центрального аппарата Генпрокуратуры для проведения всесторонней представительной проверки «всей совокупности информации, имеющейся по этому делу».
После возвращения из Москвы в Беслан со встречи с Владимиром Путиным председатель комитета «Матери Беслана» Сусанна Дудиева заявила: «Мы поверили ему. Он заверил нас, что в кратчайшие сроки вопросы будут решены». По словам Сусанны Дудиевой, откровенный разговор налаживался нелегко и небыстро. «Вначале перед нами был человек-кремень, президент, – сказала Дудиева. – Мы не видели в нем отца, родителя. И это продолжалось до тех пор, пока мы не нашли слова, которые затронули его душу».
На встрече президент поднял вопрос о желании «Матерей Беслана» попросить политического убежища на Западе. При этом он не акцентировал внимание на обращении комитета «Матерей Беслана», появившемся 1 сентября. «Так вы хотите в это трудное время уехать из страны?» – спросил Владимир Путин. Сусанна Дудиева ответила: «Если вы имеете в виду письмо, то оно было и готовилось как очередная акция... И что нам оставалось делать, если расследование по теракту необъективно, а на скамье подсудимых – всего один человек? Ведь есть тысяча свидетелей и тысяча непосредственных участников той страшной трагедии. Можно восстановить картину до мельчайших подробностей, чтобы назвать, кто виноват».
Член комитета «Матери Беслана» Эмма Витрозова сообщила корреспонденту «НГ»: «Собрания комитета еще не было, но мы дадим властям шанс. Но если не будет результатов, все станет на свои места. Мы не будем долго ждать, как члены общественной организации «Норд-Ост» (они ждут уже три года объективного расследования теракта и гибели заложников и никакого результата пока не получили). Я думаю, что через месяц реальные результаты должны быть видны».
В минувшую субботу во Владикавказе заместитель генерального прокрурора Николай Шепель провел пресс-конференцию, на которой, по сути, подтвердил неизменность выводов, сделанных следствием. Во-первых, он заявил, что «штурма никакого не было, а проводилась операция спасения. Причем тяжелое оружие, огнеметы, танки были применены после того, как из школы были выведены заложники». Во-вторых, причиной взрыва в спортзале школы, по мнению Николая Шепеля, было неадекватное поведение террористов, многие из которых находились в состоянии наркотического опьянения. В частности, он опроверг версию, что причиной взрыва стал выстрел снайпера, сразивший боевика, контролировавшего кнопку взрывного устройства. Заместитель генпрокурора также заявил, что все оружие террористы привезли с собой.
Вместе с тем Николай Шепель отреагировал на высказывание Владимира Путина о необходимости разобраться с конкретными виновниками, допустившими теракт.
В частности, он заявил, что в отношении пяти высокопоставленных сотрудников МВД Северной Осетии главное управление Генпрокуратуры возбудило уголовные дела по факту преступной халатности, в результате которой террористы захватили школу. Завершается расследование в отношении начальника Малгобекского РОВД, а начальник Правобережного района и его два заместителя уже знакомятся с уголовным делом.
По словам Николая Шепеля, экспертиза действий штаба по освобождению заложников, а также сотрудников ФСБ, МЧС, 58-й армии и других служб, принимавших участие в операции против террористов, будет готова в октябре нынешнего года.
Ростов-на-Дону