Губернаторов теперь утверждает Законодательное собрание, кандидатуру предлагает президент. По закону – не позднее чем за 35 дней до истечения полномочий предыдущего главы областной администрации.
В Иркутстке ожидание оглашения президентского списка уже дошло до истерики. Похоже, имена кандидатов в области узнают в последний день. Причина долгого молчания Кремля – жестокая схватка крупнейших российских олигархов, новых «хозяев Сибири», за возможность продвинуть своего человека на пост губернатора.
Рейтинги, опросы о доверии населения теперь не имеют никакого значения. Все решают деньги. Причем деньги – огромные. В «МК» уже были опубликованы подсчеты, основанные на оценке капиталов тех финансово-промышленных групп, которые ведут борьбу в Иркутске.
«Интеррос», «Альфа» и ТНК-ВР, продвигающие члена Совета Федерации Валентина Межевича, давят на ситуацию весом в 24 млрд. долл. Не кладя «яйца в одну корзину», «Интеррос» с той же мегагруппировкой плюс еще и «Илим Палп» ведет и второго популярного кандидата – депутата Госдумы Виталия Шубу. Совокупный капитал этого монстра – чуть больше 25 млрд. долл. И это, как указывают эксперты, если вынести за скобки британское присутствие в ТНК. Третий возможный кандидат – нынешний мэр Иркутска Владимир Якубович, как уже писали в прессе, опирается преимущественно на «СУАЛ» – компанию Виктора Вексельберга, который стал знаменитым после удачного приобретения яиц Фаберже.
«Заинтересованность ФПГ, конечно, имеет значение, – считает директор Агентства прикладной и региональной политики Валерий Хомяков. – Понятно, что каждая из этих группировок лоббирует своего кандидата, можно догадываться, какими способами это делается, как пытаются оказать давление на тех чиновников, которые положат в конце концов список кандидатов перед президентом. Очевидно, что эти группировки заинтересованы в лоббировании собственной кандидатуры, потому что в случае победы они получат серьезные преимущества в регионе».
Впрочем, у Вексельберга, Потанина и Фридмана есть общий интерес в Иркутской области – разработка газоконденсаторного месторождения в Ковыкте, запасы которого специалисты оценивают в 200 млрд. долл.
Если оценивать размеры реального капитала, прямо и косвенно вовлеченного в лоббистскую борьбу за пост губернатора Иркутской области, то, согласно оценкам журнала «Форбс», капитализация российских бизнес-лидеров превышает 55 млрд. долл.
Граждане Иркутска и области прекрасно понимают, какова цена вопроса и каково их место в решении этого исторического вопроса – на местных интернет-форумах можно прочитать: «московские» давно захватили область. «Московскими» там, в Сибири, называют крупнейших олигархов, которые теперь легко решают вопросы о власти в лакомых сырьевых регионах.
По мнению политологов, пример Иркутска наглядно показывает, что крупный капитал имеет возможность создать список из кандидатов, в котором якобы предлагаются альтернативные решения. А на самом деле все участники списка оказываются ставленниками одной гигантской группировки.
«В Иркутске Кремль столкнется с новой для себя ситуацией, – считает исполнительный директор центра «Новая политика» Александр Морозов. – Три основных претендента из списка в действительности являются консолидированным списком одной бизнес-группы, во главе которой стоит «Интеррос».
Впрочем, альянс сырьевиков-миллиардеров накануне назначения нового губернатора богатейшего региона – вещь довольно хрупкая. Что будет с этим альянсом завтра, не знает никто.
На кону стоят огромные деньги, большие проекты. Иркутская область стоит на пороге экономического бума – «СУАЛ» строит пятую очередь алюминиевого завода, «РУСАЛ» – новый завод стоимость в почти 3 млрд. долл. До 2010 года в области появится 50 новых проектов в лесной отрасли. «Транснефть» тянет трубопровод в Китай по территории области. В ближайшие годы здесь начнется борьба олигархов чуть ли не за каждый километр иркутской земли. Столкновение таких интересов послушного губернатора сделает марионеткой одной из групп влияния, непослушного – может просто растереть в пыль.
Видимо, именно поэтому список президентских кандидатов будет объявлен в последнюю минуту. Ведь ставится под вопрос сама идея перехода от прямых выборов к назначению губернаторов. Подотчетность нового губернатора Москве, его консолидированность в губернаторский корпус на новых условиях именно в Иркутске сталкивается с особой ситуацией – тотальным влиянием крупного бизнеса. В Кремле, видимо, сильно сомневаются в том, что произойдет после того, как губернатором области станет ставленник любой из олигархических группировок – не качнется ли баланс сил с катастрофическими последствиями для всех остальных предпринимателей в области, да и стратегических интересов государства. Удастся ли сохранить хотя бы видимость «равноудаленности бизнеса от власти», которая так долго была одним из главных приоритетов президентского политического курса?
В ушедшую эпоху прямых выборов глава региона в торге с сырьевыми олигархами мог опираться на доверие населения. Пусть в этом и был элемент популизма, но он обеспечивал необходимый противовес диктату. Теперь губернатор будет опираться только на Москву. Попросту говоря, торг между миллиардерами и Москвой пойдет высоко над его головой.
Между тем открытым остается главный вопрос: собираются ли компании, получившие контроль над недрами, реально тратиться на развитие регионов? Ведь пока они только продемонстрировали лояльность с помощью дорогостоящих яиц и подобных публичных жестов.
Жители Иркутска и области на пару с Кремлем должны авансом согласиться с тем, что те сырьевики-миллиардеры, которые успешно избежали вопросов о том, «откуда дровишки» 90-х гг., – теперь настроены весьма патриотично и собираются делать стратегические инвестиции – и в социальную сферу, и в образование, и в инфраструктуру, и т.д. А не наоборот, извлекая колоссальные прибыли из недр, требовать средства из бюджета с помощью поставленного ими губернатора. Ясности в ответе на этот вопрос, вероятно, в Кремле нет.
Можно согласиться с оценкой газеты «Московский комсомолец»: действующему губернатору Говорину тоже постоянно приписывали связь с различными ФПГ. Но все же ни одна из группировок не могла похвастаться эксклюзивными правами на губернатора. У Говорина была возможность опереться на рейтинг, на доверие населения. Кстати, низовая поддержка у него сохранялась на довольно высоком уровне, если сравнивать с другими губернаторами, просидевшими два срока.
Новому ставленнику московской олигархии придется за такое доверие долго и тяжело бороться. Это доверие он сможет получить, только если от сверхприбылей сырьевых гигантов население области получит не символические подачки, а реальные плоды. Пока у жителей области есть все основания сомневаться в этом. Схватка в Иркутске все дальше и дальше отодвигает кремлевскую мечту об установлении доверия между властью и населением, о чем так много говорилось в Послании Владимира Путина 2005 года.
Никакого доверия. Просто реванш олигархии в отдельно взятом регионе.
Ни одна из крупных ФПГ не может похвастаться «монополией» на действующего губернатора области Бориса Говорина. | С сенатором Валентином Межевичем компания «Интеррос», видимо, связывает свои основные надежды. | Автор закона о монетизации льгот Виталий Шуба может рассчитывать на поддержку сразу нескольких олигархических групп. |
По ряду признаков мэра Иркутска Владимира Якубовского готова поддержать алюминиевая компания «СУАЛ». | Владимир Колмогоров считается самым перспективным кандидатом «второго эшелона». | Шансы спикера регионального парламента Виктора Круглова эксперты оценивают как минимальные. |