Рамзан Кадыров, курирующий в правительстве Чечни силовые структуры, вчера назначен исполняющим обязанности главы кабинета министров республики на время отсутствия премьера Сергея Абрамова. «Он возьмет на себя вопросы не только по силовому блоку, – заявил подписавший соответствующее распоряжение Абрамов, – но и по экономике». Сам Абрамов убывает в Южно-Сахалинск, где завтра стартует Всероссийская культурно-информационная акция «Поезд дружбы», призванная «донести до жителей страны информацию о позитивных переменах, происходящих в Чечне». Заметим, что ранее в случае отъезда Абрамова из республики «на хозяйстве» оставался вице-премьер – министр сельского хозяйства Дукваха Абдурахманов.
Передача этих полномочий Рамзану Кадырову может означать как укрепление его личных позиций, так и продолжающееся возрастание роли силовиков в республике.
Вчера же в Грозном министр внутренних дел Чечни Руслан Алханов заявил, что теракт в чеченском селении Знаменское, совершенный 19 июля, проплачивался Шамилем Басаевым. Все трое непосредственных исполнителей теракта, в ходе которого погибли 14 человек и более 30 получили ранения, задержаны и дают признательные показания. Об этом успехе правоохранительных органов доложил вчера Владимиру Путину и глава МВД РФ Рашид Нургалиев. Президент дал указание «довести все это дело до конца».
Раскрытие теракта в Знаменском, самого масштабного на Северном Кавказе в нынешнем году, может стать серьезным аргументом в пользу руководства Чечни, продолжающего добиваться передачи управления контртеррористической операцией в республике под свой контроль. Наглядным подтверждением этих намерений стала недавняя заочная перепалка между председателем Госсовета Чечни Таусом Джабраиловым и представителями командования Внутренних войск МВД РФ. Напомним, что в конце прошлой недели начальник пресс-службы ВВ МВД РФ Василий Панченков сообщил агентству Интерфакс, что спецназ Внутренних войск готовил захват Шамиля Басаева в Веденском районе Чечни, где «террорист номер один» намеревался собрать своих сторонников для нападения на Дагестан. «Вместо ожидаемых 300–400 боевиков на место предполагаемого сбора прибыли немногим более 40 человек, – заявил Панченков. – Сам Басаев в конечном счете в Веденском ущелье не появился».
Судя по всему, именно из-за отсутствия Басаева спецназ отказался от принятия мер по уничтожению банды, хотя Панченков сослался на то, что в результате спецоперации «могли пострадать мирные жители». Это заявление возмутило Тауса Джабраилова: «Я впервые слышу, что командование не стало проводить спецоперацию в горах, опасаясь возможных жертв среди гражданского населения. По сей день операции различного масштаба осуществляются в любом населенном пункте при обнаружении хотя бы одного боевика, и при этом бывают факты нанесения ущерба имуществу и жизни граждан».
Глава Госсовета Чечни обвинил заодно в халатности и военных, в том числе пограничников, заявив, что «у иностранных наемников и лидеров незаконных вооруженных формирований не было ранее проблем с пересечением границы с сопредельными странами».
Все это, заметим, происходит на фоне громкого резонанса, вызванного в России, и в частности в Чечне, опубликованным американской телекомпанией ABC News интервью Шамиля Басаева. Сам факт появления этого интервью, видимо, означает, что главный противник российских спецслужб спокойно передвигается по Северному Кавказу. Не случайно первый вице-премьер Чечни Рамзан Кадыров тут же заявил, что Шамиль Басаев не мог давать интервью журналисту Андрею Бабицкому на территории Чечни.