Валерий Коков первым из региональных руководителей довел институт полпредов до районного уровня.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Решение президента Кабардино-Балкарии Валерия Кокова об учреждении в республике института полпредов, похоже, только обострит существующие противоречия между республиканскими властями и балкарскими национальными организациями. За таким шагом Кокова усматривают его стремление взять под контроль районы, в которых представители балкарского народа требуют отменить закон о статусе и границах муниципальных образований КБР.
Криминальная и политическая ситуация в Кабардино-Балкарии (КБР) стремительно ухудшается. Еще не забылись разоблачения бандгрупп, пытавшихся совершить государственный переворот в КБР и Карачаево-Черкесии, разгром участка наркополицейских, операции по уничтожению боевиков в жилых кварталах с помощью тяжелой техники. Республику сотрясают регулярные теракты. Как и в Дагестане, объектом нападений становится милиция. На прошлой неделе в результате двух атак террористов погибли четверо сотрудников МВД.
Накаляющаяся атмосфера стала для властей поводом отменить митинги представителей балкарского народа. Акции протеста запрещено проводить даже в районах республики: прокурор республики Валерий Кануков предупредил местные власти об уголовной ответственности за выдачу соответствующих санкций. При этом правоохранительные органы ничего не могут сказать о ходе расследования нескольких заказных убийств, напрямую связанных с законом о муниципалитетах. Митингующие настойчиво требуют ускорить расследование убийства главы администрации поселка Хасанья Артура Зокаева, выступавшего против изменения статуса поселка и его включения в состав Нальчика в качестве микрорайона.
«Очевидно, что ситуация в КБР выходит из-под контроля республиканских властей, – заявил «НГ» сотрудник Института гуманитарных исследований политолог Руслан Каммоев. – Показательно, что полпредов решили назначать после возвращения Кокова из Москвы. Судя по первому назначенцу – специальному представителю президента в Эльбрусском районе, руководителю природоохранного ведомства КБР Курману Отарову, среди «доверенных» лиц Нальчика окажется немало людей в погонах, отличающихся исполнительской дисциплиной и лояльностью к вышестоящим чинам».
В балкарской национальной общественной организации «Джамагат» особое внимание обращают на функции полпредов президента республики, которые, хотя и работают на общественных началах, обладают тем же пакетом полномочий и функций, что и легитимная власть на местах. Но при этом они выгодно отличаются абсолютной поддержкой Нальчика. Главы муниципалитетов оказываются в странном положении: назначение полпредов говорит о недоверии к ним республиканских властей. В такой ситуации местные власти вполне могут пойти на сближение с митингующими. Ситуация становится опасной, противоречия все больше разделяют два титульных народа республики.
Административно-территориальное обустройство КБР только на время отодвинуло главное чаяние балкарцев – возвращение территорий, утраченных после депортации 1944 года, создание отдельной национальной республики или вхождение балкарских районов в состав Ставропольского края. Однако, как предположил в разговоре с корреспондентом «НГ» конфликтолог Арсен Мерзоев, эти требования вспыхнут с новой силой после решения муниципальной проблемы. Тем более что реформа реально ухудшает положение балкарцев, опасающихся не только потери своих территорий, но и угрозы ассимиляции – их в КБР всего 10% численности населения против 46% кабардинцев.
Показательно, что Межрегиональная антитеррористическая комиссия, запрещая митинги, указала на опасность возможного проведения терактов в балкаронаселенных Эльбрусском, Черекском и Терском районах, в то время как религиозные радикалы помимо самого Нальчика чаще всего выявляются в других районах. В нескольких селах Чегемского и Баксанского районов радикалам удалось вытеснить из мечетей последователей традиционного ислама. Несмотря на жесткие меры властей (в том числе закрытие мечетей, запрет на изучение Корана в вузах), влияние радикалов настолько сильно, что имам (настоятель мечети) Баксана Мухсин Кодзов отказался возглавить местное медресе. Как он объяснил корреспонденту «НГ», «из-за непослушной молодежи». Здесь обучались радикалы, оказавшие вооруженное сопротивление милиции. В результате медресе было разгромлено и полностью сгорело.
В ответ на действия милиции муфтий КБР Анас Пшехачев призвал мусульман не подчиняться распоряжениям главы МВД КБР, срывать пломбы с опечатанных мечетей. Свое заявление Пшехачев так прокомментировал «НГ»: действия милиции объясняются «личной неприязнью министра МВД и непониманием религиозных особенностей».
Упорство Нальчика в реализации муниципальной реформы, несмотря на то что она ведет к обострению межнациональной ситуации, не может принести положительных результатов. Требования балкарцев с каждым днем звучат все резче. При этом отсутствие возможности высказаться на митингах (не говоря уже о местных СМИ, подконтрольных власти) может привести к иным, далеко не безобидным способам самовыражения.