Нарастание террористической и криминальной активности на Северном Кавказе заставляет федеральный Центр искать нестандартные меры по урегулированию ситуации. Сегодня федеральные власти, похоже, близки к тому, чтобы попытаться ввести в северокавказских регионах полное или частичное внешнее управление, конкретно – прямое президентское правление из Москвы.
О чрезвычайности ситуации говорит, например, недавнее признание заместителя главы президентской администрации Владислава Суркова, который заявил, что в Кремле не знают, что делать с Северным Кавказом.
Последние заявления Владимира Путина о создании двух новых военных баз в Дагестане и Карачаево-Черкесии, о распространении зоны проведения контртеррористической операции на территорию большинства кавказских республик свидетельствуют, что Кремль готовится к самому худшему сценарию развития событий в этом регионе.
Нестабильность в этом регионе в значительной мере обусловлена низким уровнем жизни, застойной безработицей, коррумпированностью региональных элит и, как следствие, снижением доверия населения к официальным общественным институтам.
Недавнее заявление полпреда президента Дмитрия Козака, сделанное на заседании федеральной комиссии по координации федеральных органов исполнительной власти в Южном федеральном округе, где он предложил ограничить полномочия дотационных регионов, применительно к республикам Северного Кавказа может означать возможность введения внешнего управления в Чечне, Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии.
«Уровень самостоятельности регионов должен зависеть от их дотационности», – заявил Дмитрий Козак. Эта инициатива выглядит вполне логично. Республики Северного Кавказа превращаются в черную дыру для денег, поступающих из федерального центра, поскольку их распределением занимается насквозь корумпированная верхушка региональной элиты, которая не заинтересована в сокращении денежных потоков из Москвы. Высокий уровень коррупции на Северном Кавказе является одним из основных препятствий для развития региона, притока инвестиций в его экономику. Именно об этом шла речь в докладе южного полпреда в Москву о ситуации в Дагестане.
Возможность ограничения экономического суверенитета субъектов Федерации заложена и в «Бюджетном кодексе», который предусматривает создание временной финансовой администрации сроком на один год, если просроченная задолженность регионального либо муниципального органа власти превышает 30% собственных доходов бюджета (правда, это положение пока не применялось ни к одному из регионов).
Совершенно логичным следующим шагом в ограничении суверенитета глубоко дотационных республик Северного Кавказа было бы прямое назначение руководителей регионов указом президента. Но в условиях, когда во многих северокавказских республиках идет непримиримая борьба кланов за власть, этот шаг может привести к еще большей дестабилизации обстановки.
Кроме того, выступив с такой инициативой, Дмитрий Козак, по сути, наступил на горло собственной песне. Во-первых, в марте нынешнего года он сам предложил президенту расширить экономические полномочия губернаторов. Во-вторых, как юрист, он не может не понимать, что создание каких-либо особых условий для дотационных регионов подрывает конституционный принцип федерализма.